Доска объявлений О сайте Новости наших игр Гостевая Доски объявлений
Свежие новости Апрель 2009 Первый квартал 2009 Поступления за 2008 год

Новости сайта Монастыри и храмы Северо-запада


21 мая 2009 года на сайт добавлен альбом "Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского на Шуваловском кладбище".

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского на Шуваловском кладбище

При постройке каменного Спасо-Парголовского храма была разобрана старая церковь Спаса Нерукотворного и из части материала, оставшегося от этой церкви, на средства титулярного советника Александра Андреевича Петрова была построена церковь св. Александра Невского. Строительство началось в 1885 году, в 50 метрах от нового каменного храма. 22 июля 1886 года церковь была освящена архимандритом Николаем (позднее епископом Саратовским) - сыном А. Налимова (руководителя строительства Спасо-Парголовского храма). Одновременно у Выборгского шоссе был построен деревянный с мезонином дом для квартир церковного причта. Большое количество икон и денежных средств пожертвовал храму Илларион Иванович Воронцов-Дашков, министр двора, друг императора Александра III, женатый на Елизавете Андреевне Шуваловой, которой перешли по наследству Шуваловские имения.

Церковь проектировал архитектор К.А. Кузьмин. Он же создавал проект и для большого каменного Спасо-Парголовского храма. Церковь представляет собой восьмигранное в плане здание, обшитое тёсом, которое венчает одна небольшая глава.

Читать далее: Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского на Шуваловском кладбище



19 мая 2009 годана сайт добавлен альбом "Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище".

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская)

Территория к северу от Санкт-Петербурга в 1726 году была пожалована Екатериной I полковнику (с 1729 года - генерал-майору) Ивану Максимовичу Шувалову, обер-коменданту Выборга. В то время от Петербурга до Шувалова было 11 верст. Земля с расположенными на ней слободами, деревнями и живописными озёрами составила Парголовскую мызу Шуваловых.

Очень быстро возникла необходимость в своей церкви. В 1758 году фельдмаршал и президент Военной коллегии сын И.М. Шувалова - Петр Иванович, пожертвовал значительную сумму на постройку в Шуваловском поместье деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Первая однопрестольная деревянная церковь была построена в том же 1758 году на песчаной горе, на берегу Суздальского озера, в её постройке принимал участие Ф.Б. Растрелли. Она была освящена 7 сентября 1755 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны.

Читать далее: Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасо-Парголовская) на Шуваловском кладбище



09 мая 2009 года добавлен альбом: "Крестовоздвиженский собор (казачий), церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери и церковь равноап. Кирилла и Мефодия".

Крестовоздвиженский собор (казачий)

Комплекс Крестовоздвиженского собора, расположенный на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе - один из самых старых в Санкт-Петербурге. История его началась с того, что по указу Петра I в Петербург были направлены ямщики, которые поселились в слободе на берегу реки Лиговой (ранее она называлась Черной).

Близ этого места образовалось одно из первых в Санкт-Петербурге кладбище. На этом кладбище была построена маленькая деревянная часовня, однако своей церкви в слободе ямщиков не было.

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи...

Читайте и смотрите: Крестовоздвиженский собор (казачий), церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери и церковь равноап. Кирилла и Мефодия



02 мая 2009 года добавлен альбом: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (при Техническом университете).

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Технический университет основан в 1899 году. Проект Политехнического института, разработанный во главе с архитектором З.Ф. Виррихом был реализован в 1899-1901 году. Однако проект не предусматривал постройку храма при институте. Значительное по своим масштабам учреждение, должно было насчитывать множество студентов и преподавателей, а корпуса политехнического института находились на достаточном отдалении от центра города: ближайшая церковь находилась достаточно далеко от института, на Лесной. Руководством института было решено построить свой храм, на территории ВУЗа.

Разработки проекта начались в 1906 году. При проектировании главного здания института предполагалось использовать для храма читальный зал, а алтарь должен был отделяться раздвигающимся металлическим занавесом. Однако этот проект был отклонен. Предлагалось также пристроить храм к крылу одного из общежитий или оборудовать его в запасном вестибюле.

В 1911 году с разрешения министерства промышленности и Санкт-Петербургской епархии был объявлен конкурс на лучший проект. Его выиграл преподаватель рисования при Политехническом институте гражданский инженер Падлевский (Подлевский) Иосиф Владимирович. Он предложил пристроить церковь со звонницей к юго-западному крылу первого общежития. В марте 1912 года Святейший Синод одобрил этот проект, некоторые изменения проекта были внесены архитектором В.А. Косяковым.

Подробности читайте и смотрите на странице: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (при Техническом университете)


Новости сайта Литература и жизнь


29.05.2009 в раздел литературной критики добавлены статьи Ю.И. Айхенвальда "Бальмонт" и "Леонид Андреев".

Бальмонт в 1917 г

Творчество Бальмонта в высшей степени неровно. Наряду со стихотворениями, которые пленительны музыкальной гибкостью своих размеров, богатством своей психологической гаммы, от самых нежных оттенков и до страстной энергии, смелостью и свежестью своего идейного содержания, - вы часто находите у него и такие строфы, которые многословны и неприятно шумливы, даже неблагозвучны, которые далеки от поэзии и обнаруживают прорывы и провалы в рассудочную, риторическую прозу. В его книгах вообще очень много лишнего, слишком большое количество слов; необходимо сделать из них отбор, внушить автору правила эстетической экономии; если бы он не был так расточителен и так гостеприимен по отношению к самому себе, это было бы гораздо лучше и для нас, и для него; сокращенный Бальмонт ярче выказал бы свои высокие достоинства...

У Бальмонта пьяна не только грамматика, и потому не выдержан строй его капризной лиры: автор пьян словами, охмелел от их звуковой красоты. Он упоенно заслушивается их, он их сплетает в свои любимые "напевности", нанизывает ожерелье красивых или искусственных алитераций, звенит ими, играет - то флейта слышится, то будто фортепьяно...

Текст статьи полностью: Бальмонт


Когда теперь думаешь о Леониде Андрееве, с глубокой горестью вспоминаешь его ужас и отчаяние перед лицом погибающей России и ту мольбу о спасении родины, которую в последний час свой он тщетно воссылал на все четыре стороны мира. Мир не откликнулся. Леонид Андреев умер.

Л. Андреев. Портрет работы И. Репина (1904)

Но как ни велико уважение к его предсмертной скорби и к его человеческой памяти вообще, автор не может не воспроизвести здесь той отрицательной характеристики Андреева-писателя, с которой он выступил в прежних изданиях своей книги.

Самый необязательный и неубедительный из беллетристов, Леонид Андреев оспорим уже в слоге и форме своих произведений. Ему сопротивляешься; читая его, мы испытываем какое-то принуждение и напряженность, потому что все время ведет он нас не по той единственной и естественной дороге, которая целесообразна, а на каждом шагу сворачивает в сторону и, подолгу останавливаясь на какой-нибудь посторонней черточке, придает ей незаслуженную важность и значение. Чуждый перспективы, меры и такта, он производит много шуму из ничего; он не различает между главным и второстепенным, выбирает не существенные, а случайные признаки предметов и не дает нашему вниманию сосредоточиться, принять единое на потребу. Он создает для своей речи искусственное русло, и потому она не льется так грациозно и просто, как этого хотело бы читательское ожидание...

Текст статьи полностью: Леонид Андреев



29.05.2009 в раздел "Мемуары" добавлены "Письма императора Николая I к И.Ф. Паскевичу. 1832-1847".

Портрет Ивана Фёдоровича Паскевича работы Джорджа Доу

Письма были опубликованы в 1896 году в V томе монументального труда кн. А.П. Щербатова "Генерал-фельдмаршал князь Паскевич, его жизнь и деятельность". Павел Иванович Бартенев с согласия автора труда А.П. Щербатова опубликовал выдержки из 76 писем Николая Павловича за 1832-1847 гг. в "Русском архиве" (1897. № 1-4).

Иван Федорович Паскевич (1782-1856), за победы на Кавказе получил титул графа Эриванского, после подавления польского восстания 1831 года был наместником Царства Польского. С Николаем Павловичем фельдмаршала связывала давняя дружба, когда Паскевич был начальником великого князя. С того времени Николай неизменно называл Паскевича "отец командир".

Отвлечённый войной, не имел достаточно времени вникать в дела по управлению Кавказским краем; да и оставаться там ему пришлось недолго, так как уже летом 1831, по случаю кончины Дибича, он был назначен главнокомандующим войск в Польше. Здесь в действиях своих он выказал чрезмерную медлительность и осторожность, хотя главная польская армия ещё до него была совершенно разбита под Остроленкой. Взятие Варшавы покрыло его, однако, новыми лаврами: он получил титул светлейшего князя Варшавского и звание наместника Царства Польского. Полным его именем с этого времени было князь Иван Фёдорович Варшавский, граф Паскевич-Эриванский.

Водворив порядок в взволнованном крае, Паскевич сосредоточил все свои усилия на поддержании там русской власти. В 1849, когда император Николай решился подать помощь австрийскому императору против восставших венгров, снова стал во главе армии и был пожалован званием австрийского фельдмаршала.

Читать: Письма императора Николая I к И.Ф. Паскевичу. 1832-1847



29.05.2009 в раздел "История российской государственности" добавлена работа Н.И. Кутузова "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства. Записка, поданная Государю Николаю I 5 марта 1826 года".

Дворцовая пл. СПб.

Кутузов Николай Иванович (1796 - 1849) - общественный деятель, военный историк, правовед, литератор, публицист, участник декабристских тайных обществ.

На службу поступил в 1814 подпрапорщиком в л.-гв. Измайловский полк. Произведён в прапорщики в 1816 году, в подпоручики в следующем, 1817 году. Через два года - в поручики. В 1822 году уволен для определения к статским делам с переименованием в титулярного советника, коллежского асессора.

В 1823 году Н.И. Кутузов вновь поступил на военную службу в л.-гв. Егерский полк поручиком с назначением старшим адъютантом штаба гвардейского корпуса. С 1824 года - штабс-капитан.

С 1821 года - действительный член Вольного общества любителей российской словесности. Помещик Боровичского и Холмского уездов.

В 1825 Н.И. Кутузов - старший адъютант штаба гвардейского корпуса. Член Союза благоденствия (с 1818).

Арестован в Петербурге 25.12.1825. по делу декабристов.

06.02.1826 по Высочайшему повелению освобожден с оправдательным аттестатом.

В 1826 году уволен от военной службы для определения к статским делам и назначен младшим чиновником II отделения собственной его императорского величества канцелярии. В 1835 году - действительный статский советник, старший чиновник — с 1835 года.

С 1842 года причислен к Министерству юстиции, член консультации при Министерстве юстиции (1844).

Умер в Петербурге.

Читать материал: О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства. Записка, поданная Государю Николаю I 5 марта 1826 года



27.05.2009 в библиотеке сайта "Литература и жизнь" опубликованы три статьи В.В. Воровского.

Воровский

Воровский Вацлав Вацлавович (литературный и партийный псевдонимы - П. Орловский, Шварц, Жозефина, Фавн и др.) [15(27).10.1871, Москва, - 10.5.1923, Лозанна], советский партийный и государственный деятель, публицист, литературный критик. Член Коммунистической партии с 1894. Родился в семье инженера. В 1891-97 учился в Московском высшем техническом училище, участник студенческого движения. С лета 1894 член Московского рабочего союза. Подвергался репрессиям. С 1902 сотрудник ленинской "Искры" и её разъездной агент.

В 1906 участвовал в работе IV съезда РСДРП в Стокгольме. После очередной ссылки жил в Москве. В 1915—1916 работал в Петрограде на заводе «Сименс-Шуккерт» (современный завод «Электросила»).

Воровский сотрудничал в газете «Одесское обозрение» с декабря 1907 по октябрь 1909 года. Статья является ответом на статью П. Боборыкина «Жалобы отцов», которая была опубликована 23 февраля 1908 г. в московской газете «Русское слово».

Статья В.В. Воровского Отцы и дети, напечатанная в газете "Одесское обозрение".

13 апреля (н.ст.) 1917 года вошел наряду с Ганецким и Радеком в состав Заграничного бюро ЦК РСДРП(б) в Стокгольме, сформированного по предложению Ленина (последний находился в городе проездом в Россию). Бюро, в частности, было основным каналом финансирования партии немецкими деньгами через Парвуса, при чем переписка бюро с Парвусом осуществлялась через Берлин шифрами германского МИДа. После прихода большевиков к власти — полпред в Скандинавии; в 1919 г. (в связи с объявленной Антантой блокадой Советской России) возвратился в Россию. После отъезда Воровского из Швеции на счетах советского представительства в местных банках находилось около 10 млн крон, а на личном счете Воровского — почти 1,8 млн крон. Кроме того, он открыл другие счета в европейских банках под вымышленными именами. Все это предназначалось для поддержки международного рабочего движения.

В 1919 Воровский вернулся в Россию, где стал одним из инициаторов гонений на православную церковь. Занимал пост заведующего Государственным издательством.

С 1921 года — полпред в Италии. В 1922 году принимал участие в Генуэзской конференции. В 1923 г. назначен в состав советской делегации на Лозаннской конференции и выехал в Лозанну (Швейцария). 10 мая 1923 был убит в ресторане отеля «Сесиль» в Лозанне бывшим белогвардейцем Морисом Конради. Процесс превратился в суд над большевизмом и Конради и его сообщник Аркадий Полунин были оправданы присяжными ввиду большевистских преступлений, творящихся в СССР. Дипломатические отношения между СССР и Швейцарией были разорваны.

Похоронен на Красной площади в Москве в братской могиле.

В 1961 учреждена премия им. В.Воровского за лучшую работу года в области международной журналистики.

Из литературной критики Воровского, предлагаем вашему вниманию статьи: Куприн и Леонид Андреев, Ранее опубликованные автором в сборнике "Из истории новейшей русской литературы", изд-во "Звено", 1910, за подписью "П. Орловский".



26.05.2009 в раздел "История российской государственности" добавлена работа К.Д. Ушинского "Лекции в Ярославском лицее".

Ушинский

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - педагог, основоположник научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

Ярославский лицей — привилегированное учебное заведение, имевшее своей задачей подготовку высших государственных чиновников. Основан в 1803 г. горнопромышленником П. Г. Демидовым с правами университетских юридических факультетов. Лекции прочитаны в конце 1846 — начале 1847 г. Лекции свидетельствуют об увлечении К. Д. Ушинского философией Г. Гегеля.

Полный текст: Лекции в Ярославском лицее



26.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья К.С. Аксакова "Физиология Петербурга".

КСАксаков

С того времени, как в русской литературе появилась мысль о народности, отдельные области огромной России начали выказывать свои особенности и в литературе. Покорный общему движению, и Петербург выразился в литературной деятельности и придал ей свой особенный характер; сосредоточивая в себе богатства России, он усилил книжную торговлю и этот торговый характер придал и литературе. Одни за другими появились литературные предприятия, сосредоточили вокруг себя толпы писателей, разделяли их на отдельные круги, наперед определяя время, количество и даже качество их деятельности; началась сильная фабрикация литературных произведений, и полновесные книги журналов и других повременных изданий разошлись по всем концам России. Для подобных предприятий нужны были и особого рода писатели, такие, для которых литература составляла бы своего рода службу, деятельные, способные для всяких работ, по возможности лишенные особенностей, которых произведения не противоречили бы никакому убеждению, никакому из направлений подобного рода изданий. Петербург, как город по преимуществу чиновнический, заключающий в себе образцы всевозможных народностей, деятельный, богатый, исполненный бездомными людьми, стекающимися туда со всей России, легко мог служить такого рода писателям.

Полный текст статьи: Физиология Петербурга



26.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья Андрея Полянина (С.Я. Парнок) "Н. Гумилев. Колчан".

С.Я.Парнок

София Яковлевна Парнок (подлинная фамилия Парнох) (1885 - 1933) родилась в Таганроге. Отец ее был владельцем аптеки, мать — врачом. Уже в гимназические годы она начала писать стихи. После окончания гимназии уехала вместе с подругой в Женеву, где поступила в консерваторию, однако вскоре возвратилась в Россию.

Среди литературных опытов С. Парнок, помимо стихов, появляется проза, детские сказки, оперное либретто, переводы с французского.

С 1911 года София Яковлевна начинает выступать в печати как критик и рецензент под псевдонимом Андрей Полянин, а с 1913 года она становится постоянным сотрудником журнала «Северные записки» и газеты «Русская молва». В начале 1910-х годов она уже была знакома с некоторыми представителями литературно-художественных кружков Москвы и Петербурга.

Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок. Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе.

В 1917 г. уехала в г. Судак (Крым), где и застала её революция. В Судаке она прожила до начала двадцатых годов.

Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой. Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел».

В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала на жизнь переводами. Тяжело переносила быт и культурную атмосферу 1920–1930-х гг. Умерла от разрыва сердца 26 августа 1933 г. в селе Каринском под Москвой. Похоронена в Москве, на Немецком (Введенском) кладбище.

Статья С. Парнок о сборнике стихом Н. Гумилева "Колчан": Текст статьи



25.05.2009 в раздел "Мемуары" добавлена автобиография Константина Леонтьева "Моя литературная судьба".

КНЛеонтьев

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудинове Мещевского уезда Калужской губернии. Его отец, Николай Борисович Леонтьев, - дворянин средней руки, мать же, Феодосия Петровна, происходит из старинного дворянского рода Карабановых. Константин – младший, седьмой по счету ребенок в семье Леонтьевых. Первоначальное образование К.Н. получал дома, у своей матери. В 1841 г. он поступает в Смоленскую гимназию, а в 1843 г. – в качестве кадета – на воспитание в Дворянский полк. Из полка Леонтьев уволен по болезни в октябре 1844 г. В этом же году он зачисляется в третий класс Калужской гимназии, которую он заканчивает в 1849 году с правом поступления в университет без экзаменов. Леонтьев поступает в Ярославский Демидовский Лицей, откуда в ноябре того же года перевелся в Московский Университет на медицинский факультет, который успешно оканчивает.

Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863 по 1873 — на дипломатической службе в Турции. В сер. 1870-х, дав обет в случае выздоровления после тяжелой болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях — на Афоне, в Николо-Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В последней он и поселился в марте 1887. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и скончался от воспаления легких.

Основная идея миросозерцания Леонтьева — необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно жизни и безбожно.

Во многих своих духовных исканиях Леонтьев шел параллельно славянофилам и Н. Я. Данилевскому.

Полный текст статьи: Моя литературная судьба. Автобиография Константина Леонтьева



2505.2009 в раздел литературной критики добавлена статья Ю.И. Айхенвальда "Сергей Аксаков".

С.Аксаков

Юлий Айхенвальд пишет о С.Т. Аксакове: " ..."Семейная хроника" и примыкающие к ней сочинения Аксакова представляют собою один из самых уютных уголков русской литературы. Здесь раскрывается перед нами жизнь, как таковая, жизнь, взятая в наиболее простой и скромной форме и тем не менее в отклике своего благодушного рапсода зазвучавшая тихими звуками очарования. Они были серы, эти необразованные оренбургские помещики, но Аксаков убедил нас, что всякая жизнь интересна и что ни одна жизнь не заслуживает смерти, ни одна смерть не права перед человечеством и перед бессмертием. В прозе и обыденности бесцветных дней, в однообразии быта, в механизме самодовлеющего хозяйства он увидел и показал внутреннюю красоту, мерное дыхание человеческой души...

...Все достойны воспоминания, все мы интересны, и стоит нам только умереть, чтобы это сделалось очевидным. Ибо после смерти близкого человека сливаются в одно целое все эти разрозненные слова, которые он произносил на протяжении своей жизни, все эти бесчисленные проявления его незаменимой личности, все эти мелочи, которых от привычки мы уже не замечали и которые теперь, погаснув навеки, стали для нас особенно дорогими, осмысленными и сплелись в живой облик, полный грусти и сладости. Нравственное творчество смерти, ее духовный синтез именно там, где она только что произвела страшное физическое зияние, гнетущую пустоту, вызывает законченный образ, и существо, которое от нас ушло, возвращается для нашего воспоминания в своем единстве и собранности. Жизнь рассеивает, смерть собирает. Но не всякий умеет вспоминать. Аксаков же обладал этим даром всецело. В дневнике его души не изгладились желанные образы родных; они никогда не стали для него чужими и мертвыми. Он не принял смерти, с нею не примирился..."

Полный текст статьи: Сергей Аксаков



23.05.2009 в раздел литературной критики добавлены следующие работы В.Г. Белинского: "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Парижские тайны. Роман Эжена Сю" и "Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов, под ред. Некрасова (рецензии)".

Отечественные записки

Обзор русской литературы за 1846 г. должен был познакомить читателя с состоянием, духом и направлением современной литературы и дать программу обновленного "Современника". Впервые Белинский в одном фокусе сосредоточивает внутреннюю программу журнала и чаяния всей литературы. Сильнее, чем прежде, звучат в этом обзоре утверждения Белинского о живой исторической связи явлений в русской литературе, обе важнейшие ее линии - ломоносовская и Кантемировская (продолженная Сумароковым- сатириком) - признаются органичными для ее становления.

Русская литература с самого своего рождения стремилась к тому, чтобы сделаться самобытной и национальной. И роль "натуральной школы" в этом движении освобождения от подражательности и риторичности, сближения с жизнью и действительностью, по мысли Белинского, очень велика. Критик отмечает в этом обзоре органичность появления новейших произведений "натуральной школы", в особенности "Бедных людей" Достоевского, которые своим высоким художественным совершенством, значительностью главной идеи подымали "натуральную школу" на ту высоту, где она смыкалась с великими творениями Пушкина, Гоголя.

Полный текст статьи: Взгляд на русскую литературу 1846 года


Статья о «Парижских тайнах» среди других произведений Белинского этого времени занимает одно из центральных мест. Она получила большой общественный резонанс как в России, так отчасти (о чем свидетельствует и ее немецкий перевод) и за рубежом. Уже современники отмечали два плана, две тесно связанные темы статьи, относящие ее как бы к двум литературно-публицистическим жанрам. С одной стороны, это литературно-критическая статья, на русской почве первая развернутая оценка романа Сю, получившего тогда самую широкую известность и имевшего шумный успех. С другой, это социально-политический памфлет, где, воспользовавшись тем, что царская цензура еще не возбраняла обсуждения правления короля-буржуа, Луи-Филиппа, Белинский с присущей ему страстностью изобразил острые социальные конфликты буржуазной Франции после Июльской революции 1830 г. и выразил глубокие симпатии к парижским пролетариям, к подлинным защитникам их интересов, к идеям социализма. Именно эта сторона и привлекла к статье особое внимание ее первых русских и зарубежных читателей.

Обложка книги Эжена Сю Парижские тайны

Первый раз о «Парижских тайнах» Белинский заговорил в обзорной статье «Русская литература в 1843 году». Там отмечался успех романа в читательской массе, а сам роман оценивался как «замечательное явление современной литературы», «несмотря на все его недостатки».

Статьей этой Белинский непосредственно входил в шумную полемику, вызванную появлением и молниеносно быстрым и чрезвычайно широким успехом этого романа Э. Сю как во Франции и некоторых других странах Европы, так и в России. Э. Сю, в ряду других представителей так называемой «неистовой школы», был в поле постоянного внимания русской критики 30—40-х гг., и в том числе — Белинского.

Низкая оценка художественной стороны романа и объяснение его недостатков растлевающим влиянием успеха, денег — эти выводы Ж. Санд вполне принимаются и Белинским. Но в его статье резко изменены акценты и в оценке буржуазной действительности, и в характеристике социального лица Сю-писателя.

Полный текст статьи: Парижские тайны. Роман Эжена Сю


"Эта книга предлагает пищу для легкого чтения, и действительно, не будучи тяжелою, она и приятно занимает читателя и заставляет его мыслить.

Гравюра из сборника

"Физиология Петербурга" есть род альманаха в прозе, с статьями разнообразными, но относящимися к одному предмету - к Петербургу... - пишет о "Физиологии Петербурга В.Г. Белинский. - ... Русскому литератору никогда не понять досужести французских писателей, которые успевают бывать на балах, на гуляньях, в театрах, в заседаниях ученых обществ, присутствовать в заседаниях палаты депутатов и при этом иногда управлять министерством, - и в то же время издавать многотомные истории. Французский литератор едет на лето из Парижа в деревню, отдохнуть, полениться, повеселиться; а в Париж из деревни привозит с собою несколько рукописей, издание которых, по объему, иногда может сравняться с полным собранием сочинений самого деятельнейшего русского литератора. Как они это делают - русский человек - я этого решительно не понимаю и никогда не пойму. Говорят, будто бы это происходит оттого, что труд и занятие составляют для европейца такое же необходимое условие жизни, как воздух, - нет, больше, чем воздух, - как лень и бездействие для русского человека. Говорят, будто бы для европейца и самый отдых есть только несколько ослабленная деятельность, потому что для него быть вовсе без занятия, без дела, без труда значит - не жить, и будто бы уж он так приучается с малолетства... Не знаем, правда ли это. Должно быть, неправда! Славны бубны за горами: не так ли, читатель? Как русский человек, вы, верно, махнете рукою, повторив эту чудесную поговорку, благодаря которой вам можно ничего не делать, живя на белом свете? Благодетельная поговорка! вечная память тому, кто изобрел ее: с нею жизнь так проста, ни к чему не обязывает - ни к труду, ни к самосовершенствованию..."

Полный текст статьи: Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов, под ред. Некрасова (рецензии)



22.05.2009 в раздел "Мемуары" помещён новый материал: "Страницы дневников императрицы Марии Федоровны. 1825-1826".

Романова Мария Фёдоровна

Урождённая София-Доротея-Августа-Луиза (Sophia Dorothea Augusta Luisa von Wurttemberg) Вюртембергская; 14 октября 1759, Штеттин — 12 ноября 1828, Павловск) — русская императрица (с 1796, с 1801 вдовствующая), вторая супруга императора Павла I, мать Александра I и Николая I.

Жизнь и деятельность императрицы Марии Федоровны представляет большой интерес для русской истории конца XVIII и начала XIX в.в. Невестка Екатерины Великой, супруга Павла I и мать двух последовательно царствовавших друг за другом императоров: Александра и Николая, Мария Федоровна после восшествия на престол своего супруга в течение весьма долгого времени была центром, вокруг которого вращалась семейная жизнь русской императорской фамилии, и благодаря этому оказывала большое влияние на ход многих политических событий в России и Европе.

Участие императрицы Марии Феодоровны в русской государственной жизни ограничивалось и в царствование сыновей её почти исключительно заботами о женском образовании. Благодаря её покровительству и отчасти содействию, в царствование Александра I основано несколько женских учебных заведений как в Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске и других городах.

Скончалась 12 ноября 1828. В память её установлен Мариинский знак беспорочной службы.

Полный текст: Страницы дневников императрицы Марии Федоровны. 1825-1826



22.05.2009 в библиотеку литературной критики добавлена статья А. Я. Левинсона "Гумилев. Романтические цветы".

ЛГумилёв

Андрей Яковлевич Левинсон (13 ноября 1887, Санкт-Петербург - 3 декабря 1933, Париж) - российский театральный и художественный критик, историк балета и балетный критик, переводчик.

Родился в семье доктора медицины Якова Левинсона. Окончил Петропавловское училище и историко-филологический факультет Петроградского университета. Преподавал в Петроградском университете французскую филологию. Печатался в таких изданиях как «Ежегодник Императорских театров», журналах «Аполлон», «Столица и усадьба», и др. Писал об А. Галлене, В. А. Серове, А. Т. Матвееве, Б.И. Анисфельде и других. Автор книг о балете («Мастера балета», 1914).

Еще в студенческие годы А.Я.Левинсон начал активно публиковаться. С 1908 года он пишет статьи о литературных новинках для журнала "Современный мир", выходит его брошюра, посвященная финскому художнику Акселю Галлену (1908), с его очерками выходят альбомы в серии "Художественная библиотека" ("В.А.Серов", "К.Менье", "Христос в искусстве", "И.Израэльс", "Э.Лерманс" - все 1911). В 1911 году статьями в журнале "Аполлон" и приложении к нему "Русская художественная летопись" А.Я.Левинсон дебютирует как балетный критик. С 1912 года А.Я.Левинсон - постоянный балетный рецензент либеральной газеты "Речь", издававшейся кадетской партией. Позже его статьи печатают "Ежегодник Императорских театров", журналы "Современник", "Летопись", "Северные записки", "За семь дней", газета "Жизнь искусства" (сюда А.Я.Левинсон регулярно пишет после закрытия большевиками в 1917 году "Речи"), другие издания. Некоторые работы А.Я.Левинсона вышли под псевдонимом Thyss Peregrinus.

Член редколлегии издательства «Всемирная литература» (1918—1920). С 1920 года жил в Берлине, с 1921 — в Париже.

Полный текст статьи: Гумилев. Романтические цветы



22.05.2009 в библиотеку литературной критики добавлена статья В.Л. Львова-Рогачевского "Н. Гумилев. Жемчуга".

Львов-Рогачевский

Василий Львович Львов-Рогачевский (псевдоним Василия Львовича Рогачевского, другие псевдонимы - В. Львов, Homo) (1874 - 1930) - литературовед, один из наиболее ярких литературоведов-марксистов, предтеч т. н. "социологизма" в литературоведении.

Родился в семье статского советника. Окончил Харьковскую гимназию и университет в СПБ. Студентом принимал участие в революционном движении, в 1898 - 1899 вступил в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". С 1900 по окончании университета работает в Харькове в РСДРП, примыкая затем к меньшевикам. После неоднократных арестов был выслан правительством за границу на 3 года за активное участие в революционных событиях 1905 в Петербурге. В 1917 отошел от политической деятельности, занявшись исключительно литературной и преподавательской работой.

Львов-Рогачевский — автор статей о М. Горьком, Л. Андрееве и др. Был членом правления Всероссийского союза писателей.

Полный текст статьи: Н. Гумилев. Жемчуга



22.05.2009 в библиотеку литературной критики добавлена статья И.Ф. Анненского "О романтических цветах".

ИФАнненский

Иннокентий Фёдорович Анненский (1855 - 1909, Санкт-Петербург, Российская империя) - один из поэтов Серебряного века русской поэзии. Родился в Омске, в семье государственного чиновника. Его отец был начальником Омского управления железных дорог. В 1860 г. семья переехала из Омска в Петербург. Анненский учится в частной школе, затем - во 2-й петербургской прогимназии и в частной гимназии В.И. Беренса. В 1879 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и служил преподавателем древних языков и русской словесности, впоследствии директором гимназии в Киеве, Петербурге, Царском селе. С 1906 инспектор Санкт-Петербургского учебного округа. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и "вакхическую драму" "Фамира-кифарэд" (шла в сезон 1916 - 1917 на сцене Камерного театра). Переводил французских поэтов-символистов (Бодлер, Верлен, Рембо, Малларме, Корбьер, А. де Ренье, Ф. Жамм и др.).

После смерти Анненского Гумилев так оценивал его роль в русской литературе "начала века": "Читателям "Аполлона" известно, что И. Анненский скончался 30 ноября 1909 г. И теперь время сказать, что не только Россия, но и вся Европа потеряла одного из больших поэтов"

Полный текст статьи: О романтических цветах



21.05.2009 в раздел "Эстетика, нравственность, менталитет" добавлена статья В.В. Розанова "Психика и быт студенчества".

Розанов

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) - русский религиозный философ, литературный критик и публицист.

"Жизнь никогда не была бы умна, если б она не была многообразна. Даже величайшая мудрость, имей она только линейное измерение, двигайся все в одну сторону и по одному направлению, показалась бы в конце концов чем-то плоским и неинтересным. Два Лира рядом были бы скучнее, чем Лир и шут. Все великое не повторяется, два величия не стоят никогда рядом. Бог дал три измерения вещам: кроме линейного - измерение в ширину и в глубину. Все явления ползут в разные стороны, летят ввысь и низвергаются в бездну. И горе малодушному, кто, желая поправить Бога, испуганно закричал бы: "Мы гибнем", видя стремление вниз; или возликовал бы: "Мы летим к небу", сосредоточившись на другом направлении. Подобные крики свойственны молодости. Проходят годы, и видишь спокойным взглядом, что все лезет в разные стороны, линейно, в ширину, в глубину; что рождается доброго и злого ровно столько же, сколько злого и доброго умирает. Что, вопреки пессимистам, уверяющим, что вчера цвели розы, а сегодня растет крапива, нам дан вечным Богом рассказ, что вначале был Каин, а сегодня мы все же не Каины, но, впрочем, что и ранее Каина - был Эдем. Все, значит, вперемежку, розы около крапивы, крапива около роз..."

Полный текст статьи: Психика и быт студенчества



20.05.2009 в разделе "Статьи" опубликовано исследование М.В. Гуминенко "Иерархия, насилие, жестокость и доброта (по книге Марио Пьюзо "Крёстный отец")".

Литература и жизнь

В статье затрагиваются философске вопросы того, что можно считать насилием и почем иерархическая структура является наиболее органичной для существования как человеческого общества, так и мира в целом.

Автор статьи пишет: "Обратимся к примерам из жизни. Солдат, защищающий свою родину, совершает действия насильственного характера: убивает врагов. Полицейский, преследующий преступника, в случае вооружённого сопротивления может убить правонарушителя. И солдат, и полицейский делают это не ради того, чтобы потешить своё самолюбие или реализовать свои садистские комплексы. И тот и другой совершают насилие ради того, чтобы оградить свою страну, своих сограждан от насилия со стороны врага или вооружённого бандита. Если солдат или полицейский будет не в состоянии выполнять свои функции, ради которых ему дали в руки оружие, само его существование как хранителя мира и порядка нивелируется"...

Полный текст статьи Иерархия, насилие, жестокость и доброта (по книге Марио Пьюзо "Крёстный отец")



20.05.2009 На сайте открылся новый раздел: История Европы и Америки (XIX-XX века) в кратком изложении.

Литература и жизнь

В данном разделе будут публиковаться материалы по истории европейских стран, России и США, обзоры основных исторических событий, особенности и знаменательные даты.

На данный момент опубликованы два обзора:

"Причины Первой мировой войны и последствия участия в ней для Великобритании", в котором говорится об основных причинах возникновения мирового конфликта с точки зрения различных исследователей. А так же о участии Англии в Первой мировой войне и последствиях этого участия.

Читайте полный текст статьи: Причины Первой мировой войны и последствия участия в ней для Великобритании

"Ирландский вопрос", в котором поднимаются проблемы специфического развития Ирландии.

В частности, в статье "Ирландский вопрос" составитель обзора пишет: "Страна эта с довольно мокрым климатом, поэтому злаки на её просторах растут плохо. До 1570-х годов, вся Ирландия питалась мясом, рыбой, молоком и тому подобными продуктами. И, если верить историкам, жила очень плохо. А после того, как картофель в 1590-х годах добрался наконец до Британских островов, ирландцы начали питаться картофелем. И им сразу стало по свидетельству тех же историков, "очень хорошо"...

Читайте далее: Ирландский вопрос: краткий обзор



18.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Сочинения князя В.Ф. Одоевского".

Одоевский

Статья о творчестве В.Ф. Одоевского написана Белинским в связи с выходом его «Сочинений» в трех частях.

Белинский относился к деятельности Одоевского с неизменным вниманием, высоко оценивал его произведения, публиковавшиеся в разных изданиях 1820—1830 гг., ставил его имя в первый ряд писателей-прозаиков этих лет, наряду с именами Пушкина, Гоголя, Марлинского и др. При сохранившемся высоком уважении к Одоевскому-художнику, при высокой оценке его прозы в исторической перспективе, в этой статье отчетливо звучат и критические ноты, проявляется сдержанность, если не холодность в отношении отдельных сторон личности и творчества писателя.

Одоевский выступал под разными псевдонимами (О., Безгласный, Дедушка Ириней и др., писал в самых различных жанрах, для взрослых и для детей.

Белинский пишет об Одоевском: "Князь Одоевский выступил на литературное поприще в 1824 году, в эпоху совершенного переворота в русской литературе, когда новые понятия вооружились против старых, новые славы и знаменитости начали противопоставляться авторитетам, которые до того времени считались непогрешительными образцами и далее которых идти, в мысли или в форме, строжайше запрещалось литературным кодексом, получившим имя классического и по давности времени пользовавшегося значением корана. Эта борьба старого и нового известна под именем борьбы романтизма с классицизмом. Если сказать по правде, тут не было ни классицизма, ни романтизма, а была только борьба умственного движения с умственным застоем; но борьба, какая бы она ни была, редко носит имя того дела, за которое она возникла, и это имя, равно как и значение этого дела, почти всегда узнаются уже тогда, как борьба кончится..."

Полный текст статьи: Сочинения князя В.Ф. Одоевского



18.05.2009 в раздел "Мемуары" добавлены воспоминания В.Н. Головиной.

Головина

Головина Варвара Николаевна (1766-1819) - графиня, урожденная княгиня Голицына, фрейлина при дворах императриц Екатерины II, Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны - мемуаристка и художница (1766 - 1819), любимая племянница И.И. Шувалова . Широкое образование, ум и засвидетельствованное современниками благородство характера дают графине Головиной место среди выдающихся женщин конца XVIII и начала XIX веков.

"Есть в нашей жизни пора, о которой вспоминаешь с грустью, пора, когда все хорошо: здоровье, свежесть впечатлений, присущая нам естественная живость. Ничто в это время не кажется невозможным, и мы наслаждаемся жизнью всеми способами. Предметы проходят перед нашими глазами, мы рассматриваем их с большим или меньшим интересом. Иные из них привлекают наше внимание, но мы чересчур увлечены разнообразием и не задумываемся над ними. Никогда мы не можем сосредоточиться на чем-нибудь одном. Воображение, чувства, наполняющие наше сердце, движения души, смущающие нас и как бы предупреждающие о том, что именно они должны господствовать над нами, - все это волнует, тревожит нас, и разобраться во всем этом непросто... Вот что я испытывала, вступая в свет, в ранней своей юности..."

Читать далее: В.Н. Головина. Мемуары



14.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья Ю.И. Айхенвальда "Валерий Брюсов".

В. Брюсов. Портрет работы М. Врубеля

Ю.И. Айхенвальд (1872 - 1928) - известный литературный и театральный критик, литературовед, публицист, переводчик, мемуарист, эмигрировавший в 1922 году в Берлин. Практически не переиздавался в советское время, пишет о Валерие Брюсове:

"Брюсов - далеко не тот раб лукавый, который зарыл в землю талант своего господина; напротив, от господина, от Господа, он никакого таланта не получил и сам вырыл его себе из земли упорным заступом своей работы. Музагет его поэзии - вол; на него променял он крылатого Пегаса и ему сам же правильно уподобляет свою тяжелую мечту. Его стихи не свободнорожденные. Илот искусства, труженик литературы, он, при всей изысканности своих тем и несмотря на вычуры своих построений, не запечатлел своей книги красотою духовного аристократизма и беспечности. Всегда на его челе заметны неостывшие капли трудовой росы. Недаром он на разные лады воспевает "суровый, прилежный, веками завешенный труд" и так прекрасно говорит о наследниках Микулы, век за веком проводящих свои борозды..."

Читать статью полностью: Валерий Брюсов



14.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Стихотворения М. Лермонтова (1840)".

Лермонтов

Белинский пишет: "талант Лермонтова в такое короткое время успел нажить себе ожесточенных и непримиримых врагов... Кроме читателей ... его талант еще больше имеет врагов между литераторами, и это еще понятнее: сей устарел и, плохо понимав стихотворения, писанные до 1834 года, уже совсем не понимает ничего писанного после этого года; тот родился совсем без органа эстетического чувства, не понимает поэзии и думает, что она годится только "для сбыта пустых и вздорных мыслей"; оные больше занимаются барышничеством, чем изящным; а все вместе - оскорблены тем, что стихотворения Лермонтова не встречаются на листах, выходящих под фирмою их имен... О господах же сочинителях стишков для журналов и даже больших и пребольшущих штук, - из которых иные, по извещению одной знаменитой афиши, боролись с исполинами иностранных литератур и победили их, - об этих господах нечего и говорить: им становится дурно от стихов Лермонтова по слишком законной причине..."

Полный текст статьи Стихотворения М. Лермонтова (1840)



14.05.2009 в раздел "Эстетика, нравственность, менталитет" добавлена статья К.Н. Леонтьева "Грамотность и народность".

К.Н.Леонтьев

Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891) — российский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления: философ, писатель, литературный критик, публицист и дипломат, поздний славянофил.

Родился 13 января 1831 года в селе Кудинове Мещовского уезда Калужской губернии в семье дворянина Николая Борисовича Леонтьева. Был младшим, седьмым по счёту ребенок в семье Леонтьевых. Первоначальное образование получал дома, у своей матери.

В 1841 году поступил в Смоленскую гимназию, а в 1843 году — в качестве кадета — на воспитание в Дворянский полк. Из полка Леонтьев уволен по болезни в октябре 1844 года. В том же году он зачислен в третий класс Калужской гимназии, которую он окончил в 1849 году с правом поступления в университет без экзаменов. Поступил в Ярославский Демидовский Лицей, откуда в ноябре того же года перевёлся в Московский Университет на медицинский факультет.

В 1854 году, досрочно получив диплом, отправился добровольцем в Крым в качестве батальонного лекаря. 10 августа 1857 года уволился с военной службы и возвратился в Москву.

В 1863 году поступил на службу в Министерство инстранных дел; 25 октября того же года назначен драгоманом русского консульства в Кандии, на острове Крит.

В 1868 году была опубликована его статья «Грамотность и народность». Леонтьев указывает в ней, сколь разрушительное воздействие может оказать просвещение (даже в простейших, "ликбезовских" формах) на культурно-исторические устои, хранителем которых является народ.

Полный текст статьи Грамотность и народность



13.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья К.С. Аксакова "Взгляд на русскую литературу с Петра Первого".

КСАксаков

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства.

В своей статье Константин Аксаков пишет: "В суждениях о русской жизни, каковы бы они ни были, трудно удержаться, чтобы не натолкнуться на Петра Великого и в то же время, разумеется, на древнюю Русь. Это происходит не оттого, что теперь, что и понятно, при желании собственного сознания, все беспрестанно говорят о Петре и древней Руси, а оттого, что это вопрос сам по себе неизбежный и существенный, что в нем лежит разгадка нашей жизни, оттого, что это не только добрая воля писателей, употребляемая справедливо потребностью настоящей минуты, но оттого, что в самом деле нигде и ни в чем нельзя обойти его. Другими словами, это не только вопрос дня, современный, но существенно важный для всех времен. Таков смысл Петровского переворота. Переворот Петра значительнее, чем междоусобия уделов, татарское иго или польское разорение 1612 года, уже и потому, что мы чувствуем его до сих пор. Современность бесспорно придает ему новую важность и силу. Переворот Петра, борьба вследствие его, конечно, не кончились. Нерешенный вопрос действует в жизни и стремится к решению. Под условием его все мы и вся наша русская жизнь."

Полный текст статьи Взгляд на русскую литературу с Петра Первого



13.05.2009 в раздел "Как мы делали этот сайт" добавлен урок "Скрытый текст с помощью JavaScript и с помощью динамического HTML"

Уроки HTML

Допустим, Вы не хотите отягощать свою страницу обилием какой-либо информации, например, вы хотите, разместить на Главной странице код вашего баннера, чтобы тот, кому понравится ваш сайт, мог поставить его на свою домашнюю страничку, однако, как мы можем догадаться, таких людей среди посетителей может оказаться немного и потому вывешивать код вашего баннера на всеобщем обозрении не имеет смысла. Лучше сделать маленький блок скрытого текста с маленькой, аккуратной кникабельной надписью: Код нашего баннера. Тот, кому это нужно - нажмёт на надпись и увидит код. И совершенно не нужно на виду у всех выставлять html-потроха вашего баннера.

Так же скрытый текст можно использовать при создании выпадающих меню и других динамических элементов.

Полный текст урока Урок 21. Скрытый текст с помощью JavaScript и с помощью динамического HTML



11.05.2009 в раздел литературной критики добавлена статья Д.И. Писарева "Борьба за жизнь" (О романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского).

Д.А.Шмаринов. Иллюстрация к роману Преступление и наказание

Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - публицист, литературный критик.

Первая часть статьи Д.И. Писарева "Борьба за жизнь" была опубликована под заглавием "Будничные стороны жизни" в журнале "Дело", 1867 год, май; вторая половина статьи под заглавием "Борьба за существование" была напечатана в том же журнале в августе 1868 года, уже после смерти автора. Ф.Ф. Павленков, подготовлявший первое издание собрания сочинений Писарева, сообщил, что статья в рукописи была озаглавлена "Борьба за жизнь".

Д.И. Писарев пишет: "Сюжет романа "Преступление и наказание", по всей вероятности, известен большинству читателей. Образованный молодой человек, бывший студент, Раскольников, убивает старуху процентщицу и ее сестру, похищает у этой старухи деньги и вещи, потом в продолжение нескольких недель томится и терзается сильнейшей душевной тревогой и наконец, не находя себе покоя, сам на себя доносит, после чего, разумеется, отправляется в каторжную работу. Раскольников очень беден. Отца у него нет. Его мать получает после покойного мужа сто двадцать рублей пенсиона и из этих денег старается тратить как можно меньше на собственную особу. Сестра Раскольникова живет в гувернантках..."

Полный текст статьи " Борьба за жизнь (О романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского)



09.05.2009 в раздел "Статьи" добавлена статья А.И. Сорочкиной "Какая милая, прелестная дрянь!" Существует ли право на незнание?", посвящённая рассмотрению моральных последствий публикации слеша в Интернете.

Литература и жизнь

Статья рассматривает спорные вопросы о том, на сколько "свобода" одних граждан ограничивает свободу других и на сколько то, что мы видим и читаем, влияет на наше мировоззрение.

Автор статьи пишет: "Здесь я попыталась более развернуто отразить идею, немного неуклюже затронутую в "Монологе лечащегося фаната": это проблема того, что случится, если наши не приемлемые большинством своеобразные фантазии (понимаемые в самом общем смысле) выносить на всеобщее (и не очень) обозрение в художественной форме с помощью Интернета. Я никоим образом не критикую людей, имеющих такие фантазии. Это - лишь попытка по возможности беспристрастно рассмотреть вероятные последствия желания поделиться ими"...

Полный текст статьи "Какая милая, прелестная дрянь!" Существует ли право на незнание?



08 мая 2009 года в раздел литературной критики добавлены работы А.М. Скабичевского: из книги" Кое-что из моих личных воспоминаний": "Начало литературной работы. "Рассвет". "Иллюстрация", Педагогическая деятельность".

Скабичевский

Скабичевский Александр Михайлович (1838—1910) — критик и историк русской литературы либерально-народнического направления, сотрудник «Отечественных записок», «Русского богатства» и многих других изданий.

Главы из воспоминаний А.М. Скабичевского посвящены годам его сотрудничества с изданием "Рыбинский листок".

Скабичевский пишет: "Уже на университетской скамье многие из нашего кружка начали обнаруживать литературные наклонности и в свободные от университетских занятий часы пописывать не только для самих себя, но и для публики. Писали мы и рецензии для "Отечественных Записок", делали переводы...

..Но главным нашим литературным убежищем был журнал для девиц "Рассвет", издававшийся в конце 50-х и начале 60-х годов г. Кремпиным. Кремпин был довольно еще молодой человек, военный; судя по тому, что он жил в одной из глухих улиц Петербургской стороны, надо полагать, что он занимал какой-нибудь педагогический пост в одном из находившихся в той местности кадетских корпусов..."

Читайте дальше: Из книги" Кое-что из моих личных воспоминаний": "Начало литературной работы. "Рассвет". "Иллюстрация", Педагогическая деятельность"



08 мая 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья К.С. Аксакова "Письма о современной литературе".

КСАксаков

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Над циклом «Писем о современной литературе» К. Аксаков начал работать в конце 1840-х годов. В его «Проектах литературных занятий» (1848) было намечено: «Литературные письма: I. Общий взгляд на Словесность и на Словесность у нас. II. Литература в настоящей жизни. III. Литература современная. IV. Критики произведений».

В своих примечаниях к III письму К.С. Аксаков пишет: "В первом письме изложен общий взгляд на поэзию и на историческое ее движение, также на судьбу литературы у нас. Содержание второго письма - состояние литературы, в каком она находилась у нас до настоящей эпохи, т. е. лет за десять или двенадцать пред сим. Письмо Ш-е говорит о литературе современной вообще. Следующие письма, если они будут, автор намеревается посвятить разбору отдельных произведений, или порознь, или нескольких вместе, смотря по достоинству произведений и по взаимному их между собою отношению. Это касается как до сочинений современных, так и до сочинений прошедшей эпохи"

Полный текст статьи Письма о современной литературе



07 мая 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым".

Кружок Белинского

"Петербургский сборник", явился органом формирующейся "натуральной школы" в русской литературе и имел огромный успех.

Незадолго до этого Некрасов, также с помощью Белинского, выпустил альманах "Физиология Петербурга", в двух частях.

В "Петербургский сборник" входили следующие произведения: "Бедные люди", роман Ф. М. Достоевского, "Помещик", рассказ в стихах И. С. Тургенева, "Капризы и раздумье" Искандера, "Парижские увеселения" И. И. Панаева, перевод "Макбета" Шекспира А. Кронеберга, "Мартингал (Из записок гробовщика)" В.Ф.Одоевского, "Машенька", поэма Ап. Майкова, "Три портрета", повесть И. С. Тургенева, "О характере народности в древнем и новейшем искусстве"

A. В. Никитенко, "Мысли и заметки о русской литературе" В. Г. Белинского и стихотворения: "Тьма (Из Байрона)" И. С. Тургенева, "Для чего природа...", "Первый поцелуй" Ап. Майкова, "В дороге", "Пьяница", "Отрадно видеть...", "Колыбельная песня" Н. А. Некрасова, "Римская элегия" Гете (XII) И. С. Тургенева, "Мой autographe" В. А. Соллогуба.

В статье Белинский уделяет много внимания повестям Ф.М. Достоевского "Бедные люди" и "Двойник".

Полный текст статьи: Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым



06 мая 2009 года в раздел "История Российской государственности" добавлен материал: "Речь И.Л. Горемыкина в I Государственной Думе".

Горемыкин

Горемыкин Иван Логгинович (1833-1917) - Российский государственный деятель.

Председатель совета министров в 1906 и в 1914—1916. Православный. Имел 4700 десятин родового поместья в Новгородской губернии, три дома в Петербурге, дачу под Сочи.

Родился в дворянской семье, отец — Логгин Иванович Горемыкин (1809—1864).

Окончил Училище правоведения и в 1860 начал службу в Сенате, затем был назначен комиссаром по крестьянским делам в Царстве Польском, где в 1866 стал вице-губернатором.

В 1873 г. назначен членом комиссии по крестьянским делам Царства Польского при министерстве внутренних дел. В 1880 - 81 годы участвовал в ревизии Саратовской и Самарской губерний, производившейся сенатором И.И. Шамшиным. Состоял гласным боровичского уездного земства. В 1882 г. назначен товарищем обер-прокурора 1-го департамента Сената, в 1884 г. - обер-прокурором 2-го департамента. В 1891 г. им издан "Свод узаконений и распоряжений правительства об устройстве сельского состояния". В 1891 г. Горемыкин назначен товарищем министра юстиции, в 1894 г. сенатором и управляющим межевой частью; 2 апреля 1895 г. товарищ министра, а 15 октября того же года - министр внутренних дел.

В 1899 г. оставил должность министра, с назначением членом государственного совета. В 1905 г. назначен председателем особого совещания по укреплению крестьянского землевладения. 22 апреля 1906 г. перед самым открытием первой Государственной думы Горемыкин назначен председателем совета министров (на место Витте).

Речь И.Л. Горемыкина в I Государственной Думе

В августе 1906 г. Горемыкин был отстранен от должности (уступив ее П.А.Столыпину)

После Февральской революции был арестован и с 1 по 13 марта 1917 содержался в Петропавловской крепости.

Был убит 11 декабря 1917 во время разбойного нападения на его дачу в Сочи уже после Октябрьской революции – вместе с женой, дочерью и зятем.



06 мая 2009 года в раздел "Мемуары" добавлены воспоминания митрополита Филарета (Дроздова).

Николай1

Митрополит Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782(ст.ст)/1783(н.ст.) - 1867) - епископ Российской Православной Церкви; с 3 июля 1821 архиепископ (с 22 августа 1826 - митрополит) Московский и Коломенский. Крупнейший российский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.

В воспоминаниях речь идёт об отречении Цесаревича Константина Павловича от наследования престола, манифеста о назначении наследником Всероссийского престола Великого Князя Николая Павловича.

Полный текст статьи Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол Государя Императора Николая Павловича



05 мая 2009 года в раздел литературной критики добавлены следующие статьи Ю.И. Айхенвальда:

"Тургенев"

Тургенев

Вот что пишет о Тургеневе Айхенвальд:

"Тургенев - это музыка, это - хорошее слово русской литературы, это - очарованное имя, которое что-то нежное и родное говорит всякому сердцу. Может быть, это не мирится с его характеристикой, нами предложенною только что, но это - факт, психологический факт. Credo quia absurdum est (верю, потому что нелепо (лат.)). Впрочем, не абсурдно, не лживо то дуновение красоты, которое все-таки несется, несется на нас от клавикорд тургеневской поэзии. Можно отвергнуть Тургенева, но остается именно тургеневское - та категория души, та пленительная камерная музыкальность, которой он сам вполне не достиг, но счастливая возможность которой явствует из его же творений. Сладкий запах лип, и вообще эти любимые тургеневские липы, и старый сад, и старинный ланнеровский вальс в истоме "незаснувшей ночи", и "особенный, томительный, свежий запах русской летней ночи", и в ее тенях невидимый, но милый Антропка, которого тщетно кличет звонкий голос брата, и те жаворонки, что на крыльях своих уносят росу и ею орошают свои ликующие песни, самый воздух утра пронизая музыкой, и все эти сирени и беседки, освященные тургеневской любовью, и пруд из "Затишья", и тихая Лиза в тишине монастыря, и усадьба, теперь испепеленное дворянское гнездо, над которым в наши дни грустно склоняется седая тень Тургенева, и, как душа всему этому, фея усадьбы, молодая девушка, та, которая некогда чаровала воображение русских юношей и под заветным именем все той же Лизы, или Елены, или Маши, или Наташи будила чистейшие видения идеализма, - все это духовно не умирает, и с ними и постольку не умирает и Тургенев. Он уходит в прошлое, но прошлое не смерть. Над ним реет благодарность за все, что он дал нашей молодости; нельзя обернуться назад, чтобы не увидеть его, чтобы не обступили нас подернутые элегической дымкой хороводы тихих теней. Объективная правда многое в нем осуждает и горечь своего невольного отрицания вносит в его сладостные страницы; но субъективно Тургенев остается дорог, как настроение, как воспоминание, как первая любовь."

Полный текст статьи Тургенев

"Жуковский"

Жуковский

Юлий Айхенвальд пишет о поэте: "не говоря о всем известных объективных заслугах его перед русской литературой, надо отметить неотразимую симпатичность его писательского и личного облика. Несложный, не волнующийся без неожиданностей, он в неокрашенные, внутренне белые, "пленительно-сладостные" стихи перелил все, что было у него за душой, и в нашей словесности от его духовного присутствия сделалось чище и светлее. Сам он всегда был способен посмеяться и пошутить над собою, в свою возвышенность вносил человечески милые поправки, не умел и не любил воображать себя на пьедестале. Без зависти, учитель, склоняющийся перед лаврами учеников, "с каким радушием благоволенья" принимал он искусство и людей, какой излучал от себя благодатный мир! Как тихие, замирающие часы билось его сердце, и все-таки оно билось, и все-таки это биение в нашей поэзии слышно и до сих пор, и оттого, что оно не умолкает, становится как-то спокойнее на душе у русского читателя. Ореолом уважения вовеки будет окружена созерцательная фигура Жуковского. К тому же нельзя, неблагодарно было бы забыть, что, когда нужно было, он из этой созерцательности немедля выходил, своими отношениями к трону пользовался для того, чтобы выручать товарищей по благородному ремеслу, и всегда, от Пушкина и до Шевченко, где русский писатель в беде, там около него, помогая и поддерживая, стоит Жуковский. Это его собственную литературу так достойно восполняет, это так хорошо комментирует его мысль о "священном добра наслажденьи", и в его негромкой гармоничности нет более обаятельной черты, чем это соответствие доброго слова и доброго дела".

Полный текст статьи Жуковский

"Гаршин"

Гаршин

Критик пишет о В.М. Гаршине: "Больше трех десятилетий прошло, как умер Гаршин, но его печальный и прекрасный образ с "лучистыми глазами и бледным челом" не тускнеет и для тех, кто еще в ранней юности воспринял весть о "странном стуке" его смертельного падения в пролет высокой лестницы. Рассеялась романтика той дальней поры, рассеялось очень многое, а вокруг имени Гаршина сохраняется прежний ореол, и для нас точно "спит земля в сияньи голубом", когда перечитываешь его не солнечные, а лунные страницы. Та элегия Эрнста, которой уже не играет старый скрипач из "Надежды Николаевны", потому что у него теперь четыре сына и одна дочь, и он вынужден отдавать свое музыкальное искусство такому учреждению, где нужна не элегия Эрнста, - она, транспонированная в рассказы, никогда не умолкала в творце "Attalea princeps", порождая свои меланхолические отклики и в его читателях. Но в то же время он разумен и здоров, его очерки не судорожны и нервны, и в стиле их совсем нет той болезненности и безумства, которые характеризовали самого автора как личность. Гаршин прост и прозрачен, доступен юмору, не любит затейливых линий. Он рассказывает о тьме, но рассказывает о ней светло. У него - кровь, убийство, самоубийство, ужас войны, ее страшные "четыре дня", ее бесчисленные страшные дни, исступление, сумасшествие, но все эти необычайности подчинены верному чувству меры. У Гаршина - та же стихия, что и у Достоевского; только, помимо размеров дарования, между ними есть и та разница, что первый, как писатель, - вне своего безумия, а последний - значительно во власти своего черного недуга. Жертва иррациональности, Гаршин все-таки ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других. Гаршин преодолел свои темы. Но не осилил он своей грусти. Скорбь не давит, не гнетет его, он может улыбаться и шутить, он ясен - и тем не менее в траур облечено его сердце, и тем не менее он как будто представляет собою живой кипарис нашей литературы..."

Полный текст статьи Гаршин

"Алексей Толстой"

АТолстой

Юлий Айхенвальд пишет об А.К. Толстом: "это сочетание майской радости и печали, эта мелодичная игра на "натянутых струнах между небом и землей" и придают лирике Толстого нежную ласковость, тонкую элегичность, звуки благодарности к Богу, природе, женщине. Всегда отрадно слышать особый, проникающий в сердце тембр его поэтического голоса. Он поет чаще всего о прошлом, он вспоминает утро наших лет, или вечер, или какой-нибудь успокаивающий пейзаж; в прошлое отодвигает он источники своих задумчивых вдохновений. Это - лиризм уже не молодого, уже многое испытавшего духа, это - лиризм прекрасного и печального вечера. То, что слишком ярко и горячо, то, что по своей внутренней напряженности идет дальше ранней, но уже давно пережитой и только вспоминаемой весны или поникающей и осыпающейся осени, - все это не вызывает его из неги бездействия, не концентрирует его рассеянной души. Но "в скромный, тихий день" его "сжатая мечта", мечта, ничем не отвлеченная, "зовет толпы видений, как зажигательным рождая их стеклом". И тихой искоркой горит его скромная, ненавязчивая, желанная поэзия. Если бы он не уходил от своего лиризма так далеко, в эту костюмированную старину, в эту красивость, он был бы гораздо ценнее, чем теперь; если бы он остался автором нескольких лирических пьес, аристократом чувства и настроений, это было бы для него лучше. Тем богаче стал бы Толстой, чем больше отбросил бы он своих аксамитов и чар сердоликовых и еще - сквозных тканей своей театральной грешницы..."

Полный текст статьи Алексей Толстой



04 мая 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья И.С. Аксакова "Тургенев о молодых поэтах и влиянии Писарева".

АксаковИС

Иван Сергеевич Аксаков в своём очерке вспоминает, как при встрече с ним И.С. Тургенев говорил: "Одним словом, оказалось, что целое молодое поколение (а может быть, и несколько их), попав под полосу писаревского влияния, под видом "прогресса" попятилось назад и осталось, по крайней мере в области литературного развития, духовно искалеченным и круглым невеждой. Можно ли было предположить, что журнальные бредни юноши Писарева, который безостановочно тискал все, что, бывало, взбредет ему в голову, и который однажды, на упрек в противоречии собственным же его словам, сказанным за год назад, простодушно отвечал: "Я развиваюсь", - можно ли было думать, что весь этот, казалось бы, невинный бред способен будет отозваться в учащемся юношестве такими печальными явлениями? Стало быть, не встретил он и противодействия со стороны педагогов, или же слишком уже бессильны явились они против всесокрушающего авторитета такой "силы", как Писарев?! Да и как не быть им бессильными, когда они сами воспитывали юношей в суеверном благоговении к "последнему слову науки и жизни", сами веровали твердо, что в "последнем слове" именно и сидит "прогресс"?..."

Полный текст статьи Тургенев о молодых поэтах и влиянии Писарева



04 мая 2009 года в раздел "История российской государственности" добавлена книга М.К.Любавского "Сборник лекций по истории Киевской и Северо-Восточной (Суздальско-Московской) Руси".

Любавский

Матвей Кузьмич Любавский (1860-1936) крупнейший русский историк, ученик В.О. Ключевского.

Родился 1 (12) августа 1860 в семье сельского дьячка в селе Большие Можары Сапожковского уезда Рязанской губернии. В юности из-за несчастного случая потерял глаз. Образование получил в Сапожковском духовном училище, Рязанской духовной семинарии. В 1878–1882 студент историко-филологического факультета Московского университета. Занимался в семинариях у профессоров В.О.Ключевского, В.И.Герье, Н.А.Попова. Вместе с сокурсниками, будущими известными общественно-политическими и научными деятелями П.Н.Милюковым, В.В.Розановым, Р.Ю.Виппером, был одним из самых способных студентов на факультете.

По окончании - получил степень магистра русской истории. В 1901 году - степень доктора. Занял кафедру русской истории в Московском университете. В 1917 году Российская Академия Наук отметила большой вклад М.К.Любавского в развитие исторической науки избранием в члены-корреспонденты академии по отделению истории. В 1929 году историк стал академиком по отделению гуманитарных наук АН СССР.

В 1930 году, уже на 70 году жизни ученый был необоснованно обвинен пл так называемому "академическому" делу, арестован и после годичного предварительного заключения выслан в Уфу.

М.К.Любавский умер и похоронен в Уфе.

Книга - сборник лекций по истории Киевской и Северо-Восточной (Суздальско-Московской) Руси

В этой своей работе Матвей Кузьмич Любавский опирается на труды своего учителя - В.О. Ключевского в частности на его "Курс русской истории".

Работа М. К. Любавского выполнена в соответствии с академическими традициями русской науки, отличается тщательным изучением исторических документов.


"Жёлтые" новости наших проектов


27 апреля 2009 года Очередная жёлтая новость!

Ну как же без неё?!!

Жёлтые новости - двигатель PR-а.

А PR - это двигатель (человека, товара, идеи, форума), иными словами говоря - двигатель прогресса.

flin Лис

Выходит, что Жёлтые новости - двигатель прогресса!

Отдельная благодарность тем, кто нам эти новости обеспечивает, а именно flin'у, franky, Марку, Палпатину, Zloy и многим-многим другим. Друзья! что бы мы без вас делали?!!! Наши жёлтые новости совсем зачахли бы!!!

Итак, очередная Желтая новость.

К нам на форум Сентябрьского Лиса зарегистрировался некий flin. Оставив четыре сообщения (три - в теме с его собственной рекламой; одно - в теме "Джкдаи и рабство"), он вдруг написал пятое.

Цитата: "честно говоря, удаление сообщений я не приветсвую..."

По тексту пятого сообщения понять, что имеет в виду flin было сложно. На сервисе borda.ru каждое сообщение участника пронумеровано и эта нумерация не обнуляется при удалении сообщений. Например, если на форуме borda участник написал 100 сообщений, а 99 из них админ удалил, в информации под аватаром будет всё равно написано - Сообщений: 100.

В то время как, если на форуме Mybb или uCoz, также удалить 99 из ста сообщений участника, в информации под аватаром того участника будет значиться - Сообщений: 1.

Из сообщений flin'а не было удалено ни одно сообщение. Доказательство тому может увидеть каждый заходящий на форум. McNamara написал участнику flin об этом и привёл в своём сообщении ссылки на все его пять сообщений на форуме "Сентябрьский Лис". flin ответил молчанием.

Возможно, flin имел в виду вовсе не удаление его сообщений, а, так сказать, в теории, потенциальное удаление чьих бы то ни было сообщений вообще. То есть, удаление сообщений, как явление, имеющее место в интернете. Так вот он, flin, это явление не одобряет. Но тогда почему своё неодобрение flin высказал в теме "Джедаи и рабство"? В любом случае, flin получил письменное замечание за флуд от Администратора Сентябрьского Лиса.

На следующий день, flin оставил на форуме шестое сообщение.

Цитата:

" Прошу удалить тему... Ваш сайт никому не нужен... Удачи... "

- И удалился.

По логике вещей участнику следовало бы извиниться за ложное обвинение администрации форума, или за флуд в теме (смотря что конкретно он имел в виду в своём малопонятном пятом сообщении).

Но он решил диагностировать нужность форума. При этом под собой самим он, вероятно, имел в виду всё человечество, т.к. написал "НИКОМУ не нужен".

И остались завсегдатаи "Лиса" гадать над загадочной личностью flin'а, равной всему человечеству и над его таинственными сообщениями.........

Подробности на форуме Сентябрьского Лиса . Желающие могут пройти в профиль flin'а, нажать на ссылку "найти темы" и проверить: не наврал ли Вам администратор )))




Наши проекты

Монастыри и храмы Северо-западаЛитература и жизнь. Проблемы современной литературыПолитический детектив. Англия 1931RPG Настоящие Звёздные Войны - IIФорумные ролевые игры. Проблемы, решения, реклама



Hosted by uCoz