Доска объявлений О сайте Новости наших игр Гостевая Доски объявлений
Май 2009 Новости наших проектов Первый квартал 2009 Поступления за 2008 год

Новости сайта Монастыри и храмы Северо-запада. Апрель 2009

28 апреля 2009 года на сайт добавлен альбом с фотографиями и краткой историей церкви во имя Церковь Покрова Божией Матери в Мариенбурге (в Егерской слободе Гатчины).

Церковь Покрова Божией Матери в Мариенбурге

Мариенбург назван по имени великой княгини Марии Федоровны, супруги цесаревича Павла Петровича. При Марии Федоровне здесь был "сельский воспитательный дом". В 1838 году в Гатчину была перенесена Егерская слобода. С прокладкой в 1870-е годы в Гатчину железной дороги через Красное Село, население Мариенбурга стало быстро расти. Несмотря на слияние Мариенбурга и Егерской слободы, они имели разное административное подчинение: первый подчинялся городу, вторая - придворному ведомству. По этой причине и жители ходили в разные храмы: мариенбуржцы - в возведенный при Николае I городской собор, егери - в церковь Гатчинского дворца, основателем которой был Павел I. После того, как Александр III стал почти постоянно жить в Гатчине, дворцовую церковь для посторонних закрыли, и уже в 1882 году и поэтому придворное ведомство принялось хлопотать о постройке для егерей отдельной церкви...

Далее читайте о церкви во имя Церковь Покрова Божией Матери в Мариенбурге



17 апреля 2009 года на сайт добавлен альбом с фотографиями и краткой историей церкви во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками) подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.

церковь во имя иконы Божией Матери

В 1906 - 1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена в "русском стиле" была построена большая каменная часовня. За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода "Большевик", но позднее, в 1933 году храм взорвали, якобы для расширения территории речного порта.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО.

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.



07 апреля 2009 года добавлен альбом с фотографиями и краткой историей Сампсониевского собора.

Памятник рядом с Сампсониевским собором

Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней.

В день празднования памяти св. Сампсония Странноприимца - 27 июня 1709 года, также произошла значительная военная победа, решившая исход Северной войны - русские войска нанесли сокрушительное поражение шведской армии в битве под Полтавой.

В ознаменование этого Император Петр I распорядился построить церковь возле Выборгской дороги, ведущей в сторону владений шведского короля.

В 1711 году возле Сампсониевского храма устроили кладбище, на котором были похоронены люди искусства, чьи произведения во многом определили облик Санкт-Петербурга. Среди них - зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б. Растрелли, живописцы Л. Каравак и С. Торелли. Ныне кладбище утрачено - на его месте - Сампсоньевский сквер (в советское время - парк им. Карла Маркса). Из захоронений осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина, казненнных в 1740 году по обвинению в заговоре против Бирона. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник, созданный по проекту скульптора А. Опекушина и архитектора М. Шурупова.

В 1938 году собор был закрыт, после чего там размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, повреждённого в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.

В 2000 году собор был открыт, но не как собор, а как музей. Он получил статус государственного музея-памятника. По субботам и воскресеньям, и в двунадесятые праздники в храме разрешили проводить богослужения. На данный момент здание собора входит состав Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".



04 апреля 2009 года на сайт добавлен альбом с фотографиями и краткой историейИоанновского ставропигиального женского монастыря в Петроградском районе.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

В начале XX века на набережной реки Карповки, в центре Петербурга, появился комплекс Иоанновского женского монастыря. Автор проекта – архитектор Н.Н. Никонов. Комплекс монастыря выполнен в неовизантийском стиле. Главное здание увенчано пятью куполами на круглых башнях. На западной стороне находится высокая колокольня с куполом. Стены здания облицованы разноцветным кирпичом. К монастырю примыкают здания, в которых прежде располагались кельи, мастерские и приют.

4 июня 1990 г. к числу святых, своими делами и молитвами прославивших Петербург и весь русский север, был причислен еще один - праведный Иоанн Кронштадсткий. Его прославление происходило в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) при огромном стечении народа в Иоанновском монастыре. Но, в сущности, прославление его в сердцах русских людей совершилось очень давно, еще при жизни святого. Он был одним из тех немногих людей, которых жаждали видеть и в лачуге бедняка, и в царском дворце. Сотни раз отпускал он грехи отходившим в мир иной нищим. Он же принимал последнюю исповедь главы величайшей в мире монархии Александра III. Обращаясь к простому священнику с последними словами, властитель шестой части мира сказал: "Вы святой человек. Вы праведник. Вот почему вас любит русский народ".

Святой Иоанн Кронштадский также является небесным покровителем Петербурга, хотя и он не был уроженцем столицы. Но почти вся его сознательная деятельность была тесно связана с Петербургом и Кронштадтом.

Когда в декабре 1908 г. отец Иоанн скончался, для его погребения послужила небольшая церковь-усыпальница с иконостасом из белого мрамора, устроенная незадолго перед этим в подвальном этаже монастыря тоже по проекту Н. Н. Никонова. Храм был освящен во имя Святого Пророка Илии и Царицы Феодоры – небесных покровителей родителей батюшки, на следующий день после смерти отца Иоанна – 21 декабря 1908 года, а 22 декабря в беломраморной гробнице батюшка был погребён. Усыпальница сразу же стала местом массового паломничества верующих.



Новости сайта Литература и жизнь. Апрель 2009

30 апреля 2009 года в раздел "Некоторые вопросы рекламной деятельности" добавлена статья М.В. Гуминенко "Что есть Бренд, или Маленькие тонкости большого бизнеса".

Литература и жизнь

В статье раскрываются некоторые важные закономерности создания бренда.

Ещё недавно мы такого понятия как "бренд" не знали. Однако, само по себе явление бренда существует наверное столько же, сколько человечество ведёт торговлю. Так, какой-нибудь точильщик ножей, ходящий по базару и предлагающий свои услуги, пользовался целой системой атрибутов для привлечения клиентов. Это могла быть соответственная одежда (кожаный передник), профессиональная "техника" (точильный круг под мышкой), соответствующий текст: "Точу ножи, ножницы...". Прибавьте к этому характерный звук вращаемого точильного колеса и сноп искр, вылетающих из-под ножа - и всё это может прочно уложиться в памяти, так что впоследствии один звук точильного камня или вид человека в кожаном переднике может напомнить о его ремесле.

Полный текст статьи Что есть Бренд, или Маленькие тонкости большого бизнеса



30 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "О жизни и сочинениях Кольцова".

Кольцов

Статья написана в августе - сентябре 1845 г.

Настоящая статья - итог суждений Белинского о поэте-самородке, которого он очень любил и высоко ценил. Узнав через Н. В. Станкевича о воронежском поэте-прасоле, Белинский познакомился с ним и первым дал развернутый отзыв о его творчестве в журнале "Телескоп" в 1835 г.

И в торговых делах, и в частном быту Василий Петрович Кольцов оправдывал известную народную пословицу: "Прасол -- поясом опоясан, сердце пламенное, а грудь каменная".

Предисловие к изданию стихотворений Кольцова, предпринятому Белинским, было не только данью памяти поэта, но и глубоким истолкованием его творчества. Эта статья рассматривает в единстве жизненный и творческий путь Кольцова и является образцом такого рода исследований. Точка зрения Белинского на Кольцова легла в основу всех последующих интерпретаций творчества истинно народного поэта.

"Кольцов вырос среди степей и мужиков. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях. Он знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жизни,-- знал их не понаслышке, не из книг, не через изучение, а потому, что сам, и по своей натуре и по своему положению, был вполне русский человек..."

Полный текст статьи О жизни и сочинениях Кольцова



27 апреля 2009 года в раздел "Эстетика, нравственность и менталитет" добавлена статья Е.Н. Трубецкого "Умозрение в красках".

Трубецкой

Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) русский философ, публицист, общественный деятель, князь, брат Сергея и Григория Николаевичей Трубецких, представитель философии всеединства. ближайший друг и последователь Вл. С. Соловьева.

Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию Религиозно-общественный идеал западного христианства в ХI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов – его современников.

С 1906 профессор энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Редактор-издатель общественно-политического журнала «Московский еженедельник» (1906—1910).

В 1907—1908 и 1915—1917 — член Государственного совета.

Во время гражданской войны участвовал в белом движении. Умер Трубецкой в Новороссийске 23 января 1920.

В трудах Трубецкого нашли отражение основные принципы метафизики всеединства Вл.Соловьева. В то же время он принимал далеко не все в наследии основоположника российской метафизики всеединства и в своем фундаментальном исследовании Миросозерцание Вл.С.Соловьева глубоко критически оценивал пантеистические тенденции в соловьевской метафизике, католические и теократические увлечения философа.

В области гносеологии построения Е. Трубецкого обнаруживают не только точность и ясность его мысли, но и несомненную философскую самостоятельность. Ценны и ярки были его экскурсы в область искусства (иконописи, музыки), — но и здесь он больше отличается изяществом слога, ясностью и четкостью мысли, чем глубиной философского анализа.

Абсолютное всеединство Соловьева истолковывал через введение понятия "абсолютное сознание". Если, по Соловьеву, абсолют - это сущность всего в мире, то, по Трубецкому, он объемлет мир как всеведение, как действительное и возможное. Опять же в отличие от Соловьева Трубецкой олицетворяет Софию с идеальным замыслом о мире, с возможностью, которую человек может принять или не принять.

"Умозрение в красках" (1916) является одним из наиболее значительных сочинений философа.

Полный текст статьи Умозрение в красках.



18 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Русская литература в 1843 году".

Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая (11 июня) 1811, крепость Свеаборг, Финляндия — 26 мая (7 июня) 1848 года, Санкт-Петербург) — русский писатель, выдающийся литературный критик и публицист.

Белинский сотрудничал c журналами «Телескоп», «Отечественные записки» (1839—1846) и «Современник» (с 1846).

Данный обзор - "Русская литература в 1843 году" - четвертый годичный обзор русской литературы, опубликованный Белинским в «Отечественных записках». Первый и второй обзоры («Русская литература в 1840 году» и «Русская литература в 1841 году») в основном представляли обозрение русской поэзии 1820—1830 гг. В четвертом внимание сосредоточено преимущественно на прозе 1830-х и начала 1840 гг. Особенное внимание при этом уделено Гоголю, значению, которое получила его проза, и прежде всего первый том «Мертвых душ».

Сравнительно с предшествовавшими обозрениями существенно меняются общие выводы Белинского о положении, в котором находится русская литература. В обзоре за 1840 г. повторялся еще (хотя и в смягченном виде) взгляд, высказанный в «Литературных мечтаниях»: «У нас еще нет литературы, как выражения духа и жизни народной»; однако и здесь Белинский добавлял: «но она уже начинается».

Полный текст статьи Русская литература в 1843 году .



18 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Н.А. Котляревского "Литературные направления Александровской эпохи".

Котляревский

Нестор Александрович Котляревский (1863 - 1925) - известный русский литературовед и педагог. Котляревский, Нестор Александрович - историк литературы, сын Александра Александровича Котляревского. Был первым директором Пушкинского дома (1910 - 1925). Близок к культурно-исторической школе. Методологические позиции Котляревского имеют много общего с культурно-исторической школой, но при этом он стремился к психологическому обоснованию явлений литературы.

Н.А. Котляревский обучался в Коллегии Павла Галагана (в Киеве) и в Московском университете (о студенческих годах Котляревского см. его воспоминания о В.П. Преображенском в "Старинных портретах"). Получил степень магистра всеобщей литературы за диссертацию: "Мировая скорбь". Преподавал в Императорском Александровском лицее, на высших женских (Бестужевских) курсах, историко-филологических курсах Раева, в военно-юридической академии. В 1906 году избран почетным академиком по разряду изящной словесности, а в 1909 году - ординарным академиком по отделению русского языка и словесности Императорской Академии Наук, академиком РАН с 1917 г.

Значительным литературным явлением стала книга Котляревского о "Литературных направлениях Александровской эпохи" (Санкт-Петербург, 1907, 2-е издание, Санкт-Петербург, 1913).

По словам самого Котляревского, он хотел написать такую книгу "...которая, при наименьшей затрате времени с нашей стороны, дала бы нам связный очерк развития русской изящной словесности за протекшее (XIX) столетие... Я намеревался, таким образом, говорить лишь о художниках и о памятниках искусства, но это не значит, что я ценил в них одну лишь красоту. Я полагал, что каждый литературный памятник должен быть оценен прежде всего как исторический документ своей эпохи и как документ, объясняющий психику поэта. Ввиду этого необходимо было ввести в рассказ историческую перспективу и биографические данные. Эти части работы выполнены мною с наивозможной краткостью. Да и число упомянутых художников весьма невелико, но я думаю, что в годы, о которых идет речь, - других и не было".

Читать книгу Н.А. Котляревского Литературные направления Александровской эпохи .



15 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Александрийский театр".

Зрители в ложе театра. Акварель неизвестного художника

Основная часть статьи - это своеобразный «физиологический очерк», отвечающий общему направлению сборника, тону и содержанию других статей Белинского в нем («Петербург и Москва», «Петербургская литература»). Здесь дана острая в социальном плане сравнительная характеристика петербургского (Александрийского) и московского театра, их репертуара, актеров и особенно публики. Отметим, что и в этой части статьи Белинский использовал материалы отдельных театральных рецензий более раннего времени. Введены с некоторыми переменами значительные куски текста из рецензий «Русский театр Петербурга» 1843 г.

Белинский пишет в своей статье: "Театр! театр! каким магическим словом был ты для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей и какие дивные аккорды срывал ты с них!.. В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всем их разнообразием и великолепием, со всею их заманчивою таинствеиностию! Что перед тобою был для меня и вечно голубой купол неба с его светлозарным солнцем, бледноликою луною и мириадами томно блестящих звезд, - и угрюмо безмолвные леса, и зеленые рощи, и веселые поля, и даже само море с его тяжко дышащею грудью, с его немолчным говором валов и грустным ропотом волн, разбивающихся о неприступный берег? Твои, о театр! тряпичные облака, масляное солнце, луна и звезды, твои холстинные деревья, твои деревянные моря и реки больше пророчили жадному чувству моему, больше говорили томящейся ожиданием чудес душе моей! Так сильно было твое на меня влияние, что даже и теперь, - когда ты так обманул, так жестоко разочаровал меня, - даже и теперь этот еще неполный, но уже ярко освещенный амфитеатр и медленно собирающаяся в него толпа, эти нескладные звуки настроиваемых инструментов, даже и теперь все это заставляет трепетать мое сердце как бы от предчувствия какого-то великого таинства, как бы от ожидания какого-то великого чуда, сейчас готового совершиться перед моими глазами... "

Полный текст статьи:Александрийский театр .



15 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского "Петербургская литература".

Гравюра на дереве Е. Е. Бернардского к статье В. Г. Белинского «Александринский театр».

Статья «Петербургская литература» развивает ту общую сравнительную характеристику двух столиц, которую содержала статья «Петербург и Москва», переводя это сопоставление в план характеристики литературной жизни в них.

Отмечая специфику существования и развития литературы в обоих культурных центрах, статья строит эту характеристику в плане глубокой социальной дифференциации, с учетом роли и влияния на общий характер литературной жизни различных социальных слоев и групп, отдельных «литературных партий» и направлений.

Белинский пишет: "Выражения: петербургская литература, московская литература совсем не так неуместны и произвольны, как обыкновенно думают те, которые признают только русскую литературу. Конечно, нет спора, что такие писатели, как Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин, Дмитриев, Крылов, Батюшков, Жуковский, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, принадлежат России, а отнюдь не Петербургу и не Москве, и должны называться русскими, а не петербургскими или московскими писателями. Прошло уже то время, когда обе наши столицы считались между собою писателями, каждая усиливаясь присвоить себе знаменитого писателя, и когда Москва печатно доказывала, что такой-то поэт воспитывался в ней, а Петербург отвечал, что этот поэт родился и провел в нем большую часть своей жизни. Что за вздор!.."

Полный текст статьи: Петербургская литература



14 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья К.С. Аксакова "Разговор" Ив. Тургенева".

КСАксаков

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства.

Тургенев начал свои стихотворные опыты достаточно рано. В 1833 он поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт Петербургского университета. Первые свои поэтические опыты романтическом духе в 1836 году Тургенев показывает литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»). Разбором одного из его стихотворений "Разговор" занимается К.с. Аксаков в своей статье.

"Всякое сколько-нибудь замечательное или сильное явление имеет своих, часто неудачных подражателей. В последнее время нашей литературы Лермонтов был таким явлением и также увлек за собою многих неудачных подражателей; к их числу принадлежит и г. Тургенев, сочиняющий, подобно Лермонтову, и в стихах, и в прозе. Перед нами теперь его небольшое стихотворение "Разговор", написанное размером "Мцыри"." - говорит о произведении Тургенева, Аксаков.

"Стихи не то чтобы дурны, - тогда в них был бы какой-нибудь характер, какая-нибудь выразительность, - но они решительно ни хороши, ни дурны, бесцветны и безвкусны, пресные стихи!" - пишет о стихотворении Тургенева К.С. Анненков.

Полный текст статьи:"Разговор" Ив. Тургенева.


А так же в раздел "Эстетика, нравственность, менталитет" добавлены статьи К.С. Аксакова "О русском воззрении" и продолжение данной темы разговора: "Еще несколько слов о русском воззрении"

Константин Сергеевич Аксаков пишет: "Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т. наз. славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету".

Полный текст статей: "О русском воззрении" и "Еще несколько слов о русском воззрении".



14 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья А.Я. Левинсона, посвящённая Н. Гумилёву.

...

Левинсон Андрей Яковлевич (1887 - 1933) - театральный, художественный, литературный критик, журналист, переводчик, специалист по французскому языку, сотрудник "Аполлона".

Родился в семье доктора медицины Якова Левинсона. Окончил Петропавловское училище и историко-филологический факультет Петроградского университета.

Преподавал в Петроградском университете французскую филологию. В 1918 г. А.Я.Левинсон становится сотрудником издательства «Всемирная литература», основанного М. Горьким. Он возглавил отдел художественных переводов и вошел в редакционную коллегию. К этому времени Левинсон является также приват-доцентом Петербургского университета и профессором по кафедре романских языков.

Вероятно, сразу после революции А.Я.Левинсон не собирался покидать Россию. У него появились новые возможности, он много и плодотворно работал - во "Всемирной литературе", в университете, в Институте истории искусств, писал в газеты и журналы, в 1918 году вышла в свет его легендарная книга "Старый и новый балет". Либеральный демократ, поначалу он даже пытался полемизировать с идеологами новой власти. Однако после критики "Мистерии-буфф" В.В.Маяковского к А.Я.Левинсону уже предлагали применить меры как к антисоветскому элементу.

Очень скоро стало очевидно, что А.Я.Левинсону, антикоммунисту и утонченному интеллектуалу, в России делать нечего. Останься, ему наверняка была бы уготована участь Н.С.Гумилева, друга и ближайшего сотрудника по "Всемирной литературе". По свидетельству М.А.Левинсон, уезжать из Петрограда пришлось в товарном вагоне, в крестьянской одежде. Через Прибалтику перебрался в Берлин. С 1921 жил в Париже, Вел активную журналистскую деятельность.

В эмиграции он продолжил свою литературную деятельность. В эти годы он пишет статьи о русских и зарубежных писателях и поэтах, статьи о художниках, а также многочисленные статьи и рецензии о балете.

Помимо литературной деятельности Левинсон читал лекции в Сорбонне и в Театре Елисейских Полей.

Творчество А.Я.Левинсона высоко оценили за границей, доказательством тому послужило награждение критика в 1928 г. орденом Почетного легиона за заслуги в «культурном сближении народов».

А.Я. Левинсон умер в Париже и похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Статья Андрея Левинсона: Гумилёв



14 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Н.А. Добролюбова "Забитые люди".

Илья Глазунов НЕЛЛИ1982 г. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского Униженные и оскорбленные

Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался (1836 - 1861)) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист.

Добролюбов пишет в своей статье: ""Опять о забитых личностях! Мало еще было толковано о них в "Темном царстве", мало вообще надоедал ими "Современник" в своем критическом отделе! И ведь пришла же человеку в голову безобразная мысль - превратить дело художественной критики в патологические этюды о русском обществе... Вот хоть бы теперь на очереди стоит чрезвычайно важный для искусства вопрос о сущности и степени творческого таланта одного из замечательнейших деятелей нашей литературы, вопрос тем более интересный, что о нем в течение пятнадцати лет были рассказаны самые разнообразные мнения. Появление "Бедных людей" было встречено величайшим восторгом всей литературной партии, признавшей Гоголя; Белинский провозгласил, что хотя г. Достоевский и многим обязан Гоголю, как Лермонтов Пушкину, - но что тем не менее он - сам по себе, вовсе не подражатель Гоголя, а талант самобытный и громадный. Он начал так, прибавлял Белинский, как не начинал еще ни один из русских писателей".

Полный текст статьи: Забитые люди.



13 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлены статьи Н.А. Добролюбова: "Замечания о слоге и мерности народного языка" и "Стихотворения Л. Мея".

Добролюбов

Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался (1836 - 1861)) - русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист.

Литературная деятельность Добролюбова началась еще в институте. Прошлое нашей словесности всегда было любимым предметом основателя "публицистической" критики. Добролюбов требовал от литературного произведения исключительно одного: жизненной правды, которая давала бы возможность смотреть на него с полным доверием. Искусство, следовательно, для Добролюбова нечто вполне самодовлеющее, лишь постольку интересное, поскольку оно самостоятельно.

В статье "О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах" Добролюбов попытался изложить свои представления о художественной форме народного творчества.

Стремясь объяснить приемы особенностями народного мировоззрения, Добролюбов делает интересные предположения относительно народных понятий и фольклорных поэтических форм. Например, он впервые описал прием, который семьдесят лет спустя был заново открыт известным советским фольклористом Б. М. Соколовым и назван им "ступенчатым сужением образов" (Добролюбов об этом приеме пишет: "Сначала высказывается общее понятие, а потом берутся частности, например: в зеленом саду, в вишенье, орешенье").

Полный текст статьи: Замечания о слоге и мерности народного языка

Вторая заметка посвящена творчеству Льва Александровича Мея (1822—1862). Обладавший недюжинным поэтическим дарованием, выросший в атмосфере царскосельских лицейских традиций, Мей ощущал себя непосредственным наследником богатейшей стиховой культуры пушкинской эпохи.

Сотрудничая с 1841 в «Москвитянине» (стихи, переводы, драма «Царская невеста»), Мей сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с кружком молодой редакции «Москвитянина» (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 Мей переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти Мей жил жизнью литературной богемы.

Добролюбов причисляет поэта Л. А. Мея (1822—1862) к сторонникам «чистого искусства».

"В поэтической деятельности г. Мея всего замечательнее переводы, представляющие замечательное разнообразие, которое не лишено, впрочем, некоторого внутреннего единства, как увидят читатели. Г-н Мей переводит с еврейского, греческого, немецкого, французского, с польского языка и других славянских наречий. Отличительное его достоинство состоит в текучести стиха и в верности подлиннику, иногда безукоризненной" - пишет о Мее Добролюбов.

Полный текст статьи: Стихотворения Л. Мея



12 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского: Русская литература в 1845 году.

Белинский

Настоящий обзор был последним обзором Белинского в «Отечественных записках». Критик порвал с Краевским, два последующих его годовых обозрения появятся в некрасовско-панаевском «Современнике». В «Отечественных записках» в ближайшие годы обозрения будут писать другие лица: В. Н. Майков, А. Д. Галахов, П. В. Анненков.

Атмосфера виутриредакционных отношений в «Современнике» была совершенно иной, чем в «Отечественных записках». Белинский стал выступать в журнале реже, чем в «Отечественных записках», но по главным, жизненно-важным вопросам.

В статье Белинский раскрывает свое понимание сущности искусства, особенностей развития русской литературы, приветствует успехи «натуральной школы», отмечает возросшее влияние литературы на общество.

Обзор Белинского был полон оптимистической веры в преуспеяние русской литературы, победу в ней «нового направления». Литература стала «выражением и зеркалом русского общества», одушевилась «живым национальным интересом».



12 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Ю.И. Айхенвальда: Александр Блок

Блок

Родился А. Блок 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Первые стихи Блок написал в пять лет.

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время.

Айхенвальд пишет в своей статье об Александре Блоке: "Певец Прекрасной Дамы касается жизни "перстами легкими, как сон", и жизнь теряет от этого свою грубую материальность и претворяется в эфирную субстанцию духа... Наследник Фета, он имеет в своей музыкальной власти нежнейшие флейты и свирели стиха. Пытаясь ими сказать несказанное, он ткет паутинные сплетения лирики. Но они легко рвутся, и, как любимый снег его, быстро тают иные из его стихотворений. От реалистического дыхания разлетаются они, будто одуванчики, и из своего призрачного бытия без труда переходят в полное небытие. В своей автобиографии рассказывает он, что с детства набегали на него "лирические волны"; он им отдавался, он пьянел от них, и так как у него с тех пор "душа туманам предана", то вот из этой пьяности и туманности одинаково рождаются и произведения завершенные, совершенные, и такие, которые еще не готовы, незрелы, темны и незначительны, - стихи-эмбрионы".



12 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Ю.И. Айхенвальда: Анна Ахматова.

Ахматова

Ахматова Анна Андреевна (наст. фамилия Горенко) (11/23.06.1889 — 5.03.1966), русская поэтесса. Родилась в семье морского офицера. В 1912 публикует первый сборник стихов “Вечер”. Автор книги “Четки” (1914), “Белая стая” (1917), “Подорожник” (1921), “Anno Domini” (1922), “Бег времени” (1965; в т. ч. циклы “Тайны ремесла”, 1936 — 60, “Ветер войны”, 1941-44, “Северные элегии”, 1940 — 45). Вершинами творчества Ахматовой стали лирико-эпическая “Поэма без героя” (1940 — 62) и автобиографический цикл стихов “Реквием” (1935 — 40, опубл. 1987). Переводы классической поэзии Востока, Древнего Египта, итальянской поэзии; статьи о Пушкине, воспоминания (в т. ч. “Об Александре Блоке”).

"Она явила образ женской души, которая приняла любовь как отраву, недуг и удушье. Перед нами - страдалица любви; и оттого "словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки" ее. В этой жертвенной любви, которая не ликованьем и радостью, а надгробным камнем легла на жизнь, в этой любви на погосте, "всего непременней - полынь". Что же удивительного, если сама Ахматова признает свой голос незвонким? Грустный голос ее, действительно, незвонок, но он - такого чарующего тембра, какого никогда еще не слыхала из уст своих поэтесс русская литература... - пишет об Анне Ахматовой Ю. Айхенвальд. - ... нужна духовной России Анна Ахматова, последний цветок благородной русской культуры, хранительница поэтического благочестия, такое олицетворение прошлого, которое способно утешить в настоящем и подать надежду на будущее".



11 апреля 2009 года в раздел "Мемуары" добавлена работа А.М. Скабичевского: Из воспоминаний о пережитом

Скабичевский

Александр Михайлович Скабичевский (1838-1910) - известный русский критик, историк литературы. Родился в 1838 году, в семье бедного петербургского чиновника из малороссийских дворян, по другим сведениям - выходец из Польши; учился в Ларинской гимназии и на истор.-филологич. факультете СПб. университета.

Скабичевский пытался выразить себя в "личных воспоминаниях", за которые он не раз принимался с нач. 90 гг. и до самой своей кончины. В них в полной мере проявились живость его натуры, почти неисчерпаемый юмор и чувство стиля. Мемуары содержат живые зарисовки его детства, студенческих впечатлений, литературные портреты известных писателей и журналистов.

Как пишет о Скабичевском С. Венгеров: "Он редко разбирает чисто литературные стороны произведений и почти исключительно сосредоточивается на общественном их значении. Глубокая искренность и строгое отношение к своей задаче придают и этой односторонности несомненную силу. Нравственный ригоризм, составляющий достояние русской критики, начиная с Белинского и Добролюбова, нашел в Скабичевском убежденного представителя".



11 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья К.С. Аксакова: Из неопубликованной публицистики.

Аксаков К.С.

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Основной вклад Аксакова в славянофильское учение – его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов.

Идеалы общинного строя всего быта и путей "внутренней правды" Аксаков представляет исконными основами национальной русской жизни, принципиально противоположными основам исторической жизни западной Европы, строившей свой быт на насилии, принудительности, индивидуализме и "внешней правде" формального закона, которою прикрывалась ложь внутренних отношений. Высокая нравственная ценность русских начал делает русский народ носителем общечеловеческих идеалов, народом богоизбранным: "русская история может читаться, как жития святых", так как, "по крайней мере, по стремлению своей жизни", русский народ всегда хранил дух "христианско-человеческий".

Как свидетельствуют сохранившиеся рукописи Аксакова, серия его статей, предназначавшихся для «Молвы», была весьма обширной. В тетради, названной «Литературная книга «Молвы», теперь «Думы» (которая была начата в конце 1857 г.), намечена программа газеты на 1858 г., перечислены сотрудники ее («Аксаковы, Бартенев, Бессонов, Бодянский, Беляевы, Гильфердинг, Попов, Чижов, Самарин, Черкасский, Хомяков, Н. М. Павлов, Калачев, А. Толстой») и выделен специальный раздел под названием: «Мои статьи в Молву».



10 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского: Иван Андреевич Крылов

Крылов

В статье дана наиболее развернутая характеристика творчества Крылова, к которому Белинский обращался неоднократно. Очень показателен тот выбор басен, лучших и наиболее важных, который делает Белинский в этой статье. Это басни наиболее социально острые, реалистически выразительные.

Центральной общей темой статьи является тема народности в литературе. Характеризуя истинную народность литературных произведений, Белинский вместе с тем продолжает здесь острую критику ложной народности, начатую в двух предшествующих по времени появления в «Отечественных записках» статьях — восьмой статье о Пушкине (декабрь 1844 г.) и «Русская литература в 1844 году» (январь 1845 г.). Из последней сюда переходит критика «рыцарей народности»— поэтов из круга «Москвитянина».

Белинский в статье "Иван Андреич Крылов пишет": "В наше время народность сделалась первым достоинством литературы и высшею заслугою поэта. Назвать поэта "народным" значит теперь - возвеличить его. И потому все пишущие стихами и прозою во что бы то ни стало прежде всего хотят быть "народными", а потом уже и талантливыми. Но, несмотря на то, у нас, как и везде, бездарных писак гораздо больше, нежели талантливых писателей, а последних гораздо больше, нежели таких, которые были бы в одно и то же время и даровитыми и народными авторами. Причина этого явления та, что народность есть своего рода талант, который, как всякий талант, дается природою, а не приобретается какими бы то ни было усилиями со стороны писателя. И потому способность творчества есть талант, а способность быть народным в творчестве - другой талант, не всегда, а напротив, очень редко являющийся вместе с первым..."

Полый текст статьи читайте по ссылке в начале сообщения.



09 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Д.И. Писарева: Несоразмерные претензии.

Писарев

Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - публицист, литературный критик.

В 1852 - 1856 учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет".

Голицынский А.П. — автор очерков из народного быта, выходивших в 1850—1880-х гг. Рецензия Писарева на его книгу «Уличные типы» впервые напечатана в журнале «Русское слово», 1861, кн. 2. В журнале статья датирована: «1861. 13 января».

"Раскапывать грязь, чтобы показать, как она грязна, раскапывать ее без малейшей надежды и даже без желания отыскать в ней что-нибудь, заслуживающее оправдания или объяснения, - труд бесплодный и неблагодарный" - говорит Писарев в своей статье и далее продолжает: "С распространением грамотности развивается обыкновенно трудолюбие, и, следовательно, уменьшается число тунеядцев и нищих. Содействовать такого рода усовершенствованиям - дело каждого честного гражданина, но кто же станет этому содействовать".



08 апреля 2009 года в раздел "История Российской государственности" добавлена статья Л.А. Тихомирова: Социальные миражи современности. 1891 г.

Тихомиров Лев Александрович (1852 - 1923) - политический деятель, публицист, религиозный философ.

Лев Тихомиров Начинал свою жизнь в числе видных революционеров-народовольцев. В 1879 г., когда принималось решение о цареубийстве, был членом Исполнительного комитета "Земли и воли'. Однако в дальнейшем вышел из Исполкома, к убийству Александра И лично не был причастен и не поддержал планов убийства Александра III.

Тихомиров

В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу - в Швейцарию, затем во Францию. Там, увидев воочию западную демократию, начинает пересматривать свое мировоззрение.

В 1888 г. издает брошюру 'Почему я перестал быть революционером' и подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что Александр III ему разрешает. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого боролся. Тихомиров становится известным монархическим публицистом.

"Я обрисовываю как социальные миражи то, что в курсах государственного права считается верхом современного государственного прогресса. То самое явление, которое большинству практических наблюдателей ясно представляется как демократический парламентаризм, как правление представительной демократии, рассматривается юристами как конституционная монархия или конституционная республика. Это не одна разница в названиях, а разница в понимании самого смысла и содержания современной политической эволюции" - Пишет Л.А. Тихомиров в своей статье.



06 апреля 2009 года в раздел "История Российской государственности" добавлена статья К.П. Победоносцева: Великая ложь нашего времени.

Победоносцев

В основу статьи положено сочинение еврейского писателя и общественного деятеля Макса Нордау (настоящее имя Макс-Шимон Зюдфельд (1849—1923) «Условная ложь культурного человечества» (1883 г.).

Авторизованный перевод фрагментов книги Нордау без указания авторства К.П. Победоносцев опубликовал в 1884 г. в еженедельнике «Гражданин».

Победоносцев Константин Петрович (1827—1907) — государственный деятель, ученый-правовед. Родился в Москве в семье профессора российской словесности Московского университета. В 1846 г. окончил Петербургское Училище правоведения. Вернувшись в Москву, служил в Сенате, читал лекции в Московском университете. С 1869 г. сенатор, с 1872 г. член Государственного совета. Принимал участие в разработке судебной реформы. В 1880—1905 гг. обер-прокурор Священного синода.

Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.

Лишь православная вера, которую русский народ “чует душой”, способна давать целостную истину. С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию “великой ложью нашего времени”.



08 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Льва Шестова: А.С. Пушкин.

Шестов

Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман, 1866—1938) — философ и эссеист, один из основоположников (наряду с Н.А. Бердяевым) философского экзистенциализма, на первом этапе принявшим у него ницшеанские черты, на втором — ветхозаветные. Родился в Киеве, в семье богатого фабриканта Исаака Моисеевича Шварцмана. Обучался в Московском университете сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете. Несколько лет Шестов жил в Киеве, где работал в деле отца, одновременно интенсивно занимаясь литературой и философией. Публиковал книги и статьи посвященные анализу философского содержания творчества русских писателей.

В 1920 г. Лев Шестов с семьёй покинул Россию и обосновался во Франции, где и жил до своей смерти.

Статья «А. С. Пушкин» относится к раннему этапу жизненных поисков Шестова (он писал ее весной 1899 г., к столетнему юбилею поэта). Статья не была опубликована при жизни автора. Рукопись неизданной статьи была найдена в бумагах Шестова после его смерти.



08 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья П.В. Анненкова: Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого "Война и мир"

Толстой

Анненков, Павел Васильевич (1813–1887), русский литературный критик, эстетик.

В середине 1850-х годов А. выступил на поприще литературного критика и писал о многих современных явлениях литературы, между прочим - о произведениях Тургенева, графа Льва Толстого, графа Алексея Толстого, С.Т. Аксакова, Островского, Писемского, Салтыкова, Кохановской и других.

Как литературный критик Анненков отстаивал эстетические принципы концепции «чистого искусства» (вместе с В.П.Боткиным, А.В.Дружининым и др.), выдвигая идею автономности различных сфер умственной и культурной деятельности, в особенности «истин науки» и «истин искусства».

М. М. Кедрова птшет об этой статье в биобиблиографическом словаре"Русские писатели": "Важное место в статьях Анненкова 1860-х гг. "Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого "Война и мир" (1868) [...] занимает проблема художественного историзма. Он расценивает "человеческий взгляд" Л. Толстого на историю как "самый лучший и щедрый дар" его романа, благодаря чему у читателя рождается "ощущение духа времени", сопричастности изображаемому. "Война и мир", по его словам, "составляет эпоху в истории русской беллетристики". Но жанрового новаторства эпопеи Анненков не понял. Исходя в ее оценке из критериев традиционно-исторического романа, он отмечал в ней "недостаток романического развития". В "историческую правду и достоверность" персонажей Толстого, при всей глубине их "психической разработки", Анненков не верил, т. к. находил в его драмах преобладание "фантазии над реальными фактами" и заимствование "чужих образцов", противоречащих национальному духу".



06 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлен материал: Д.И. Писарев. Погибшие и погибающие.

Писарев

Очерк Дмитрия Ивановича Писарева (1840 - 1868),- публициста, литературного критика посвящён сравнению двух произведений разных авторов: "Очерки бурсы" Помяловского и "Записки из мертвого дома" Достоевского.

Писарев пишет: "Я намерен сопоставить русскую школу с русским острогом. Результаты получаются неожиданные и довольно поучительные."

По мнению автора очерка, "Мертвый дом, описанный Достоевским, заключает в самом себе задатки своего усовершенствования. Эти задатки развернутся, и нравственность арестантов улучшится, как только им дадут возможность смело и открыто заниматься собственной работой. В бурсе, описанной Помяловским, я не заметил таких задатков развития. Начальство может, конечно, заменить розги карцером, карцер - еще каким-нибудь другим, более деликатным наказанием. Начальство может улучшить стол воспитанников, истребить сырость и грязь, вентилировать комнаты и зажигать лампы на целый вечер. Все это, конечно, значительно облегчит участь бурсаков, но основное зло бурсы останется нетронутым, потому что оно неизлечимо. Это основное зло заключается в той антипатии, которая существует между умами учеников и бурсацкой наукой. Эту антипатию невозможно искоренить, потому что бурсацкую науку невозможно сделать привлекательной. Все лучшие силы общества устремлены совсем не на те занятия, которые могут сформировать хороших бурсацких преподавателей. "



06 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья Ю.И. Айхенвальда: Фет.

Айхенвальд

Ю.И. Айхенвальд (1872 - 1928) - известный литературный и театральный критик, литературовед, публицист, переводчик, мемуарист, эмигрировавший в 1922 году в Берлин. Практически не переиздавался в советское время. Данный критический очерк посвещён Афанасию Афанасьевичу Фету (Шеншину) (23.11.1820-21.11.1892), русскому поэту, публицисту, переводчику. А.А. Фет - член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: Вечерние огни (сборники 1 — 4, 1883 — 91). Многие стихи положены на музыку.

В 40-50-х гг. Фет был крупнейшим представителем плеяды поэтов (Майков, Щербина и др.), которые выступали под лозунгом "чистого искусства". Как поэта "вечных ценностей", "абсолютной красоты" Фета пропагандировала эстетическая и отчасти славянофильская критика 50-х гг. (Дружинин, Боткин, Григорьев и др.). Однако, многие принимали его крайне неоднозначно. Тургенев, например, противопоставлял Фета, великому поэту, помещика и публициста Шеншина, "закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала".

Творчество Фета связано с усадебно-дворянским миром. Творчество Фета получило достойную оценку еще при жизни поэта в статье Соловьева О лирической поэзии (1890). Соловьев считал программными для Фета его собственные строки: «...крылатый слова звук /Хватает за душу и закрепляет вдруг /И темный бред души, и трав неясный запах». Сам же он считал, что в поразительном образно-ритмическом богатстве поэзии Фета «открывается общий смысл вселенной»: «с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь». Лирика Фета, романтическая по своим истокам («к упоению Байроном и Лермонтовым присоединилось страшное увлечение стихами Гейне», – писал Фет), явилась своеобразным преодолением романтического субъективизма, претворением его в поэтическую одушевленность, особого рода чуткость мировосприятия.



06 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлен материал: А.М. Скабичевский. Очерк "В.А. Слепцов, Н.С. Курочкин".

Скабичевский

Очерк входит в сборник А.М. Скабичевского "Кое-что из моих личных воспоминаний".

Александр Михайлович Скабичевский (1838-1910) - известный русский критик, историк литературы ассказывает в воспоминаниях о своём знакомстве с писателем В.А. Слепцовым, который печатался «Современнике», одно время был секретарем редакции «Современника» а потом «Отечественных записок». В 1863—1864 годах Слепцов организовал в Петербурге Знаменскую коммуну. где пытался на практике осуществить социалистические идеи (всеобщий труд, равноправие женщин). Об этом «крамольном» общежитии Слепцову напомнили в 1866 во время допроса в следственной комиссии по делу одного из покушавшихся на жизнь императора Александра II Д.В.Каракозова. Поборник женской эмансипации, Слепцов способствовал организации для женщин научно-популярных лекций, основал журнал «Женский вестник» (1866–1868), оказывал помощь первым ассоциациям переплетчиц и переводчиц. В 1862–1865 написал очерки (На выставке, Из Новгорода), сцены (На железной дороге, Вечер, Уличные сцены, Сцены в больнице), рассказы (Питомка, Ночлег, Свиньи).

Личность и творчество Слепцова оказали существенное влияние на развитие революционно-демократических и социально-критических тенденций в русской литературе 19 – начала 20 вв.

Второй герой воспоминаний Скабичевского - Курочкин Н. С. - поэт, критик, журналист, переводчик, поддерживает тесную связь с революционными организациями. Однако в памяти современников, в частности, А. М. Скабичевского, Курочкин остался доброжелательным и отзывчивым человеком.



05 апреля 2009 года в раздел литературной критики добавлена статья В.Г. Белинского: Сочинения в стихах и прозе Дениса Давыдова

Давыдов

Второе издание книги Дениса Давыдова, подготовленное к печати самим автором, вышло через год после его смерти. Белинский сразу откликнулся на это издание рецензией. О Денисе Давыдове Белинский писал неизменно как о поэте самобытного дарования. Об «удалых стихах» Д. Давыдова он говорил еще в «Литературных мечтаниях», видя в них «...оригинальность, без которой нет истинного таланта». Эта оценка поэтического дара Давыдова совпадала с мнением Пушкина.

Поэзия Д. Давыдова неотделима от его необычайной личности. Партизан Отечественной войны 1812 года, прославившийся своей изобретательностью, Д. Давыдов — яркая, колоритная фигура русской истории. Вот почему Белинский выписывает целые страницы из биографического очерка «Некоторые черты из жизни Дениса Васильевича Давыдова» (написанного самим Давыдовым, что у современников не вызывало сомнения, хотя поэт свое авторство скрывал).



05 апреля 2009 года в раздел "Святоотеческое наследие" добавлен материал: Святого отца нашего Иоанна Златоуста. К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ. УВЕЩАНИЕ 1-е.

свт. Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст (ок. 347 - 14 сентября 407) - архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Феодор, к которому относятся предлагаемые Увещания, написанные около 369 года по Р. X., был сверстником и другом Св. Иоанна Златоустого и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для занятий и удовольствий мира. Св. Иоанн в своих Увещаниях призывал его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин Христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора, так что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен с сан епископа мопсуестского.



04 апреля 2009 года в раздел "История отечественной педагогики" добавлена работа К.Д. Ушинского: Психологические монографии

Ушинский

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) - педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-1849 гг. - профессор кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. В 1850-54 гг. служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журнале "Современник" (1852-1854 гг.) и "Библиотека для чтения" (1854-1855 гг.) С 1854 г. - преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855-1859 гг. - инспектор (зав. уч. частью). В 1959 г. был назначен инспектором Смольного института, где приступил к реформе этого учебного заведения. В 1862-1867 гг. жил за границей, главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.

Систематическим изучением проблем психологии К. Д. Ушинский занимался еще в студенческие годы. Замысел создания серии психологических монографий остался не реализованным в первоначально запланированном виде. Неоконченной осталась и первая из монографий—«Внимание», в которой анализируются психологические процессы, связанные с вниманием и познавательной деятельностью учащихся (статья заканчивается выражением намерения «подойти с другой стороны» к исследуемому предмету)



03 апреля 2009 года в раздел "История Российской государственности" добавлена книга М.Ф. Владимирского-Буданова: Обзор истории русского права.

Владимирский-Буданов

Владамирский-Буданов Михаил Флегонтович (15 мая 1838, Бороздино Веневского уезда Тульской губернии — 24 марта 1916, Киев) — доктор русской истории, ординарный профессор истории русского права в Киевском университете св. Владимира.

В 1864 г. М. Ф. Владимирский-Буданов окончил курс университета со степенью кандидата, при этом он избрал предметом кандидатского рассуждения „древние уставные земские грамоты", так как тогдашние государственные реформы и события с самого начала направили его исторические занятия не к политическим фактам русской истории, а к истории учреждений, или точнее к вну¬тренней истории права. К сожалению, в то время преподавание истории русского права вовсе прекратилось в университете св. Владимира (с выходом в отставку проф. Эйсмана).

В 1870 г. начал чтение общего курса по истории русского права в Ярославском Демидовском юридическом лицее. В Ярославле начал издание «Хрестоматии по истории русского права». В 1874 г. в Харьковском университете защитил докторскую диссертацию «Государство и народное образование в России с XVII века».

В 1875 г. он перешел в Киев на кафедру истории русского права. С 1882 г. он состоит главным редактором в киевской временной комиссии для разбора древних актов, а с 1887 г. председателем исторического общества Нестора летописца.

Хомяков считал, что без гармонического сочетания "старого" и "нового", их органического врастания друг в друга невозможно подлинно нравственное и прочное преуспеяние народа: "Всякое государство или общество гражданское состоит из двух начал: из живого исторического, в котором заключается вся жизненность общества, и из рассудочного, умозрительного, которое само по себе ничего создать не может, но мало-помалу приводит в порядок, иногда отстраняет, иногда развивает основное, т.е. живое, начало. Это англичане назвали, впрочем, без сознания, торизмом и вигизмом. Беды, когда земля делает из себя источник задач и выкидывает все корни и отпрыски своего исторического дерева".

Владимирский-Буданов состял членом университетского суда и ученых обществ: Нестора-летописца и Юридического в Киеве. Имел ордена: св. Станислава 2 ст.— 1873 г., св. Анны 2 ст.— 1877 г., св. Владимира 3 ст. — 1883 г.

"Обзор истории русского права", написанный проф. М.Ф. Владимирским Будановым в 1886 г., выдержал семь изданий и считался лучшим университетским курсом по этому предмету. В книге дается систематическое изложение истории Отечественного права за десять веков (IХ-ХIХ вв.) по отраслям права: государственное, уголовное, гражданское право, уголовный и гражданский процесс.


"Жёлтые" новости наших проектов


27 апреля 2009 года Очередная жёлтая новость!

Ну как же без неё?!!

Жёлтые новости - двигатель PR-а.

А PR - это двигатель (человека, товара, идеи, форума), иными словами говоря - двигатель прогресса.

flin Лис

Выходит, что Жёлтые новости - двигатель прогресса!

Отдельная благодарность тем, кто нам эти новости обеспечивает, а именно flin'у, franky, Марку, Палпатину, Zloy и многим-многим другим. Друзья! что бы мы без вас делали?!!! Наши жёлтые новости совсем зачахли бы!!!

Итак, очередная Желтая новость.

К нам на форум Сентябрьского Лиса зарегистрировался некий flin. Оставив четыре сообщения (три - в теме с его собственной рекламой; одно - в теме "Джкдаи и рабство"), он вдруг написал пятое.

Цитата: "честно говоря, удаление сообщений я не приветсвую..."

По тексту пятого сообщения понять, что имеет в виду flin было сложно. На сервисе borda.ru каждое сообщение участника пронумеровано и эта нумерация не обнуляется при удалении сообщений. Например, если на форуме borda участник написал 100 сообщений, а 99 из них админ удалил, в информации под аватаром будет всё равно написано - Сообщений: 100.

В то время как, если на форуме Mybb или uCoz, также удалить 99 из ста сообщений участника, в информации под аватаром того участника будет значиться - Сообщений: 1.

Из сообщений flin'а не было удалено ни одно сообщение. Доказательство тому может увидеть каждый заходящий на форум. McNamara написал участнику flin об этом и привёл в своём сообщении ссылки на все его пять сообщений на форуме "Сентябрьский Лис". flin ответил молчанием.

Возможно, flin имел в виду вовсе не удаление его сообщений, а, так сказать, в теории, потенциальное удаление чьих бы то ни было сообщений вообще. То есть, удаление сообщений, как явление, имеющее место в интернете. Так вот он, flin, это явление не одобряет. Но тогда почему своё неодобрение flin высказал в теме "Джедаи и рабство"? В любом случае, flin получил письменное замечание за флуд от Администратора Сентябрьского Лиса.

На следующий день, flin оставил на форуме шестое сообщение.

Цитата:

" Прошу удалить тему... Ваш сайт никому не нужен... Удачи... "

- И удалился.

По логике вещей участнику следовало бы извиниться за ложное обвинение администрации форума, или за флуд в теме (смотря что конкретно он имел в виду в своём малопонятном пятом сообщении).

Но он решил диагностировать нужность форума. При этом под собой самим он, вероятно, имел в виду всё человечество, т.к. написал "НИКОМУ не нужен".

И остались завсегдатаи "Лиса" гадать над загадочной личностью flin'а, равной всему человечеству и над его таинственными сообщениями.........

Подробности на форуме Сентябрьского Лиса . Желающие могут пройти в профиль flin'а, нажать на ссылку "найти темы" и проверить: не наврал ли Вам администратор )))




Наши проекты

Монастыри и храмы Северо-западаЛитература и жизнь. Проблемы современной литературыПолитический детектив. Англия 1931RPG Настоящие Звёздные Войны - IIФорумные ролевые игры. Проблемы, решения, реклама



Hosted by uCoz