Доска объявлений О сайте Новости наших игр Гостевая Доски объявлений
Апрель 2009 Май 2009 Новости наших проектов

Новости сайта Монастыри и храмы Северо-запада

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

2 декабря 2008 года На сайте Монастыри и храмы Северо-запада появился новый альбом: Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь близ Новгорода Великого. Фото 2005 г.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь ныне - женский, ранее - мужской, находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Его основателем является св. прп. Варлам Хутынский. Память преподобному Варлааму празднуется 6/19 ноября и в первую пятницу Петрова поста. До революции монастырь был очень крупным, прп. Варлаама Хутынского в северных землях России почитали не менее, чем прп. Сергия Радонежского в окрестностях Москвы. За территорией монастыря находится колодец по преданию освящённый самим прп. Варлаамом. С другой стороны монастыря находится горочка преподобного Варлаама, которую по преданий преподобный сложил, нося землю в своей скуфье. На горочке расположена часовня.

Монастырь был закрыт в 1925 году, а в годы Великой Отечественной войны - сильно разрушен.

C 20 апреля 1994 года это действующий женский монастырь.



2 декабря 2008 года На сайте Монастыри и храмы Северо-запада появился новый альбом: Свято-Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге, фото 2005-2006.

Старо-Ладожский Свято-Никольский монастырь находится в 140 км от Санкт-Петербурга. В описании "Русские монастыри в 1913 году" С.В. Булгакова сказано: что Старо-Ладожский Николаевский общежительный мужской монастырь, III класса, расположен на берегу реки Волхов, в 1 версте от села Старой-Ладоги, в 13 верстах от города Новой Ладоги.

Храмов в монастыре было два: Храмов было два: соборный, во имя святителя Николая Чудотворца (дата постройки: между 1250 и 1300 гг.), и во имя святителя Иоанна Златоуста (дата постройки между 1860 и 1872 гг. Архитектор: А.М. Горностаев).

В 1924 году собор и монастырь были закрыты. За годы советской власти на территории монастыря располагались школа, общежития, склады сельхозтехники; здания в большинстве своем пришли в негодность.

В 1974 году Никольский собор был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения, что не помешало ему пребывать в полуразрушенном состоянии.

В мае 2002 года распоряжением Министерства имущественных отношений РФ комплекс зданий Никольского монастыря был передан Санкт-Петербургской епархии.

25 ноября 2002 года в монастырь была передана святыня - частица мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца из итальянского города Бари, где покоятся мощи святого.

26 декабря 2002 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Никольского Старо-Ладожского монастыря.

Свято-Никольский мужской монастырь в Старой Ладоге


Церковь Успения Пресвятой Богородицы и часовня преподобномученика Трифона Городецкого в деревне Городец

28 ноября 2008 года На сайте Монастыри и храмы Северо-запада добавлен новый альбом: Церковь Успения Пресвятой Богородицы и часовня преподобномученика Трифона Городецкого в деревне Городец Лужского района Ленинградской области.

Он содержит фотографии 2006 года. Сейчас внешний вид церкви и часовни значительно изменились. В церкви Успения Богородицы закончен ремонт, часовня также отремонтирована. Надеюсь, нам удастся вновь посетить Городец и привезти новые фотографии.

Городец Лужского района Ленинградской области - поселение достаточно древнее. Он находится в 160 км к югу от Санкт-Петербурга и 20 км от Луги. Холм возле современной деревни Городец при впадении речки Рыбинки в оз. Городецкое - это место ранне-средневекового городища. Датируется городище IX-XIII веками.

Конец 16 и начало 17 веков был очень тяжёлым временем для Церкви, так как во время Ливонской войны и шведского владычества жестокость неприятелей преимущественно обрушилась на святые храмы и обители. По свидетельству писцовых книг большая часть храмов в погостах, сёлах и монастырях была ограблена и разрушена, духовенство и иноки избиты или ограблены и разогнаны, целые селения опустошены. Долгое время ограбленные храмы стояли "впусте без пенья", а некоторые разрушенные церкви после того совсем не восстанавливались.

Подвергалась нападениям литовцев и "Гремячая пустынь". Когда литовцы появились у Городца, преподобномученик Трифон совершал в монастырском храме обедню. Братия, испугавшись иноземцев, разбежалась по окрестным лесам. Преподобномученик Трифон не стал прерывать богослужение из-за вторжения непрошенных гостей, и так был убит. Его посекли мечом, молящегося, прямо в церкви. то произошло в 1592 году. С тех пор в монастыре и в округе началось почитание преподобномученика Трифона, от его гробницы стали проистекать чудеса. Память преподобномученика Трифона совершалась 1 февраля (14 февраля н. ст.).



29 октября 2008 года На сайте Монастыри и храмы Северо-запада появился альбом: Церковь св. великомученика и целителя Пантелиимона (Церковь св. Пантелеймона, Пантелеимоновская церковь).

Церковь расположена на пересечении нынешней ул Пестеля и Соляного переулка города Санкт-Петербурга.

Церковь задумана Петром I как храм-памятник боевой славы российского флота, в знак благодарности за две морские победы в Северной войне - при Гангуте 27 июля 1714 года и Гренгаме 27 июля 1720 года - обе в день памяти св. Пантелиимона (ст. стиль; нов. стиль - 9 августа).

Улицу, на которой находится храм, также назвали Пантелиимоновской (Пантелеймоновской), в советское время её переименовали в улицу Пестеля. По церкви был назван и близлежащий Пантелеймоновский мост через Фонтанку.

Храм одноглавый с высоким куполом. Искусствоведы отмечают особенности храма: сложность конфигураций высоких кровель и фронтонов, уплощенность фасадов, украшенных пилястрами, фигурное обрамление окон и двухцветность окраски.

В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелиимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме.

15 июня 1935 года храм был закрыт, все святыни были изъяты из него, большая часть внутреннего убранства утрачена.

В 1991 церковь передана епархии, службы в ней начались лишь в 1994, в Крещенье.

Церковь св. великомученика и целителя Пантелиимона


Монастыри и храмы Северо-запада. Собор иконы Богородицы

31 октября 2008 года на сайте Монастыри и храмы Северо-запада появился новый альбом: Собор иконы Богородицы "Владимирская" в Санкт-Петербурге.

Храм освящен во имя одной из самых почитаемых на Руси икон - Владимирской иконы Божией Матери.

От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Сначала эта площадь носила название Торговой и на ней располагалась деревянная церковь, построенная в 1747 году. Каменный пятиглавый храм в стиле переходном от барокко к классицизму был построен в 1761 - 1769 годах по проекту П.А. Трезини. В 1763 году был заказан список с чудотворной иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Сейчас икона утрачена, есть сведения, что она затеряна в музейном отделе Главнауки, куда была отправлена после закрытия церкви в советское время. В помещении новой церкви был верхний (холодный) храм, освященный 9 апреля 1783 года во имя Владимирской иконы Божьей Матери и нижний (тёплый) храм, освященный по имя св. преподобного Иоанна Дамаскина.

Храм Владимирской иконы Божьей Матери был закрыт 22 июня 1932. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В 1933 году были сняты с колокольни и переданы "Металлолому" колокола Владимирской церкви. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны - институт "Ленмашучет". Был даже проект сноса храма и устройства на его месте сквера для отдыха трудящихся. Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, а в алтаре размещены канцелярские столы. Лишь в 1960 году здание Владимирского храма было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

В августе 1989 года церковь была возвращена верующим.



29 октября 2008 года Наконец-то на сайте Монастыри и храмы Северо-запада появился альбом, который мы все давно ждали - альбом, посвящённый св. Блаженной Ксении Петербургской: Часовня св. Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище Васильевского острова. А так же: Житие св. Блаженной Ксении Петербургской.

Житие взято из книги "Канонизация Святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси". Издание Троице-Сергиева Лавра. 69 июня 1988 г. Общая редакция Митрополита Крутицкого и Коломенского ЮВЕНАЛИЯ. Стр. 109-117.

Часовня построена в 1902 году. В часовне покоятся мощи святой блаженной Ксении Петербургской, скончавшейся в начале XIX века.

Вначале XIX века на место захоронения усопшей был просто насыпан могильный холм, но люди, которые приходили к Блаженной Ксении, молились, просили её заступничества и помощи, часто брали с собой немного земли с её могилы и таким образом, холм постепенно исчезал.

В 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была построена нынешняя часовня в псевдорусском стиле. Фасад по карнизу украшен полукруглыми кокошниками, арки на фасаде и на пристройке - мозаичными ликами Христа и Ксении Петербургской, а окна - витражными иконами.

В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта.

В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она была вновь освящена в 1987 году. В 1988 году Ксения Блаженная была канонизирована и причислена к лику святых Русской Православной церкви.

Часовня св. Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище


Монастыри и храмы Северо-запада. Церковь Смоленской иконы Божией Матери

18 октября 2008 года на сайте Монастыри и храмы Северо-запада добавлен новый альбом: Церковь во имя Смоленской иконы Божией матери на Васильевском острове. Она располагается на Смоленском кладбище - одном из старейших кладбищ Санкт-Петербурга.

Каменная церковь была построена в 1786 - 1790 годах по проекту архитектора профессора Алексея Иванова. Церковь построена в стиле раннего русского классицизма.

По проекту академика К.Н. Вербицкого был возведён придел Иоанна Предтечи (освящён 1 октября 1892), который украшал иконостас в византийском стиле выполненный художником М. М. Васильевым. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками.

В советское время церковь действовала до 1940 года. В годы Отечественной войны и блокады церковь простояла закрытой, однако, она снова была возвращена верующим и освящена 8 февраля 1947 года. Почти все последующие годы советской власти церковь Смоленской иконы Божьей Матери была единственным действующим храмом Васильевского острова.

Недалеко от Смоленского храма, с восточной стороны, у входа на кладбище находится каменная церковь Воскресения Христова (1901-1904, архитектор В.А. Демяновский). Она сильно разрушена, ныне восстанавливается на средства Санкт-Петербургской епархии. Недалеко от часовни св. Ксении Блаженной находилась Троицкая церковь, она была разобрана на кирпич в 1932 году.



Монастыри и храмы Северо-запада

18 октября 2008 года на сайте Монастыри и храмы Северо-запада на странице "Церковь иконы Божьей Матери Взыскание Погибших в Санкт-Петербурге" дополнена информация и Хлебной Иконе Богородицы.

Храм Преображения Господня дачного поселка Лигово был построен в 1904 году на средства жителей поселка и освящен епископом Ямбургским Сергием (Старогородским) будущим патриархом Всея Руси. Храм был деревянный, в стиле северных шатровых храмов Архитектор - гражданский инж. А.И. Носалевич. Храм находился на месте нынешней проезжей части ул. Партизана Германа около пожарного депо, единственного здания уцелевшего с довоенных времен.

Возрождение церкви Преображения Господня в Лигово бы года регистрацией прихода по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), и милостью Божией было выделено место под строительство по ул. Добровольцев 32, как раз на месте бывшего кладбища, рядом с Братской Могилой. Строительство началось в 2000 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова).

Хлебная икона Божией Матери в настоящее время (с сентября 2008 г.) по духовному завещанию хранительницы образа Ирины Федоровой (+ 04.09.2008) он находится в храме иконы Божией Матери Взыскание погибших на улице Добровольцев, 32. День памяти Хлебной иконы Божией Матери 21 (8) сентября.

В храме перед иконой каждый день совершается молебен на освящение хлеба. Начало молебна 16.00



Новости сайта Литература и жизнь 2008 год.

Уроки HTML

31 декабря 2008 года в раздел "Как мы делали этот сайт" добавлены уроки: Пространственно-логические задачки с таблицами: атрибуты colspan и rowspan и Масштабирующиеся под любое разрешение монитора логотипы, а так же добавлен раздел: Часто задаваемые поисковику вопросы. Добро пожаловать!

Напоминаем вам, что данный раздел сайта призван помочь начинающим сайтостроителям. Идея Уроков появилась по нескольким причинам.

Когда мы ещё только начали делать первые страницы "Созвездия Близнецов", к нам стали обращаться наши знакомые с просьбой объяснить, как и что сделано на сайте. Поскольку объяснять в ICQ или в личных сообщениях каждому одно и то же мне показалось нецелесообразным, я решила вынести все объяснения в форме очень подробных уроков.

Вторая причина, которую нельзя не упомянуть: Поскольку уроки HTML, которые можно было отыскать в интернете, меня саму не устраивали, я не могла по ним разобраться, с чего начать и как что делать, я предположила, что есть достаточно людей кроме меня, которые так же нуждаются, чтобы им объяснили всё с самого начала, по пунктам, вплоть до того, как и когда на какую кнопку необходимо нажать, чтобы добиться определённого результата.


Белинский

28 декабря 2008 года в раздел общих вопросов русской литературы добавлена статья В.Г. Белинского: О народных сказках

Родился 30 мая (11 июня) 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829–1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В. Станкевича. В 1834–1836 Белинский – ведущий литературный критик журналов «Телескоп» и «Молва». В 1839–1846 сотрудничал в «Отечественных записках», затем – в «Современнике». Умер Белинский в Петербурге 26 мая (7 июня) 1848.

Фрагмент («О народных сказках») представляет первостепенный интерес как выражение нового взгляда Белинского на произведения устного народного творчества — взгляда исторического. Такой взгляд соответствовал историко-литературной концепции Белинского середины сороковых годов, воплощением которой должна была стать «Критическая история русской литературы».

Билибин Жар-птица

28 декабря 2008 года в раздел критической литературы добавлена статья Ю. Айхенвальда: Достоевский, а так же очерки Белинский и Об истории русской литературы. Вступление к сборнику "Силуэты русских писателей"

"История художественной литературы не имеет своего философа, который подчинил бы эволюцию ее содержания каким-либо определенным законам и уловил внутренний смысл ее развития. В прихотливой смене идей, сюжетов и настроений, отличающей индивидуальное словесное творчество, не подмечены сколько-нибудь точно и доказательно господствующие и необходимые линии, и до сих пор только призрачными, а не реальными нитями связаны литературные факты с общественной средой, с особенностями исторического момента, со всею совокупностью культуры вообще.

И это так естественно: пусть литература и философия имеют между собою много общего, даже переходят одна в другую, - но ведь последняя движется или хочет двигаться исключительно под знаком разума, она дышит мыслью и полагает своим идеалом осуществленную систему логической законченности, между тем как первая своею основной стихией имеет прихотливое море чувства и фантазии с его многообразными оттенками, со всей изменчивостью его тончайших переливов и осложнений. И поскольку мысль и чувство разнятся между собою, постольку это одно уже делает литературу "беззаконной кометой в кругу расчисленном светил". " - начинает Ю. Айхенвальд свою статью "Об истории русской литературы"...

Достоевский

Розанов

27 декабря 2008 года в раздел литературной критики добавлена статья Василия Васильевича Розанова: А.С. Пушкин Розанов В.В. (1856 - 1919) - литератор, стоящий у истоков "нового религиозного сознания"

Василий Васильевич Розанов (20 апреля (2 мая) 1856, Ветлуга — 5 февраля 1919, Сергиев Посад) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.

После гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф. Е. Корша и др. На четвёртом курсе был удостоен стипендии имени А. С. Хомякова.

Окончив университет в 1882 году, отказался держать экзамен на магистра, решив заниматься свободным творчеством. В 1882—1893 годах преподавал в гимназиях Брянска, Симбирска, Ельца, Белого, Вязьме).

В 1900 году Мережковским, Минским, Гиппиус и Розановым основывается Религиозно-Философское Общество. С конца 1890-х годов Розанов стал известным журналистом позднеславянофильского толка, работал в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение», публиковался в газете «Новое время».

Воззрения и труды Розанова вызывали критику как со стороны революционных марксистов, так и либерального лагеря русской интеллигенции.

Пушкин

Валуев

27 декабря 2008 года в раздел "История Российской государственности" добавлена статья П.А. Валуева: Дума русского во второй половине 1856 года Граф Петр Александрович Валуев. (1815-1890) - российский государственный деятель, писатель.

Выдержав экзамен при Московском университете, служил в канцелярии московского военного генерал-губернатора, во 2-м отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1845 году назначен чиновником особых поручений при рижском военном генерал-губернаторе Головине. Благодаря связям, между прочим, через жену, трудолюбию, знанию иностранных языков, умению говорить и писать официальные бумаги, но всего более благодаря искусному лавированию между противоположными течениями, он сделал блестящую карьеру. В 1853 году он был назначен курляндским губернатором.

В 1855 году Валуев написал записку: «Дума русского» (напечатана в 1891 году в «Русской Старине», № 5) и разослал её в рукописи великому князю Константину Николаевичу и другим высокопоставленным лицам, считавшимся сторонниками реформ. В этой записке он доказывал, что у нас «сверху блеск, снизу гниль; в творениях нашего официального многословия нет места для истины; самый закон заклеймен неискренностью… Везде пренебрежение и нелюбовь к мысли, движущейся без особого на то приказания; везде опека над малолетними; везде противоположение правительства народу, казенного частному, вместо ознаменования их естественных и неразрывных связей. Пренебрежение к каждому из нас в особенности, и к человеческой личности вообще водворилось в законах…». Все наши ведомства «обнаруживают беспредельное равнодушие ко всему, что думает, чувствует или знает Россия…». «Управление доведено, по каждой отдельной части, до высшей степени централизации; но взаимные связи этих частей малочисленны и шатки. Масса дел, ныне восходящих до главных начальств, превосходит их силы. Они по необходимости должны предоставлять значительную часть этих дел на произвол своих канцелярий. Таким образом судьба представлений губернских начальников и генерал-губернаторов весьма нередко зависит не от господ министров, но от столоначальников того или другого министерства». Записка обратила на себя внимание; великий князь Константин Николаевич официальным приказом по морскому министерству рекомендовал эту «весьма замечательную записку», и, приведя из неё несколько крупных выдержек, предписывал «сообщить эти правдивые слова тем лицам и местам морского ведомства, от которых в начале будущего года мы ожидаем отчетов за нынешний год».


Белинский

25 декабря 2008 года в раздел литературной критики добавлена статья Виссариона Григорьевича Белинского: Сочинения Державина

Еще будучи учеником уездного училища, Виссарион Григорьевич Белинский «в огромные кипы тетрадей» списывал стихотворения и классиков русской литературы: Державина, Карамзина, Крылова...

В 1842 году Белинский пишет большие статьи о Державине, которые, по его мысли, являлись непосредственным введением к большим и давно задуманным им статьям о поэзии Пушкина. В Державине Белинский видит непосредственного предшественника Жуковского и Батюшкова, которые, в свою очередь, были непосредственными предшественниками Пушкина.

Статьей о Державине Белинский исчерпал почти все, что было с тех пор высказано об этом поэте; критическая оценка поэзии Державина сделана Белинским исчерпывающая. Державин, как поэт русского вельможества Екатерининской эпохи, и Державин, как поэт наивного эпикуреизма и страха смерти — вот историко-социологическая и эстетико-философская оценка, проведенная Белинским в двух больших статьях о Державине.

Державин

В.С.Соловьёв

25 декабря 2008 года в раздел литературной критики добавлены статьи В.С. Соловьёва о А.С. Пушкине: Значение поэзии в стихотворениях Пушкина и Очерк: Судьба Пушкина
Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900) - философ, богослов, поэт, публицист, основоположник философской критики в литературоведении, ему принадлежит цикл статей о русских поэтах XIX в.

Занятие эстетикой как частью философии ввело Соловьева в область литературной критики. В особенности привлекала его русская лирическая поэзия XIX века, о которой он готовил целое сочинение. Широко задуманный труд его о Пушкине остался незаконченным; в печати появилась только первая его часть ("Вестник Европы", 1899, декабрь). О личной судьбе поэта он говорил еще раньше в особой статье ("Вестник Европы", 1897, сентябрь), вызвавшей множество возражений. Очень высоко Соловьев ставил поэтов, оставшихся верными пушкинским традициям

"Сильная чувственность есть материал гения. Как механическое движение переходит в теплоту, а теплота - в свет, так духовная энергия творчества в своем действительном явлении (в порядке времени или процесса) есть превращение низших энергий чувственной души. И как для произведения сильного света необходимо сильное развитие теплоты, так и высокая степень духовного творчества (по закону здешней, земной жизни) предполагает сильное развитие чувственных страстей. Высшее проявление гения требует не всегдашнего бесстрастия, а окончательного преодоления могучей страстности, торжества над нею в решительные моменты". - пишет В.С. Соловтёв о Пушкине.

Пушкин.автопортрет

Митр. Платон

24 декабря 2008 года в раздел библиотеки "История Российской государственности добавлена статья митрополита Платона Киевского: Об императоре Николае Павловиче Митрополит Платон, в миру Николай Иванович Городецкий (1803 - 1891) - церковно-общественный деятель, миссионер, богослов и духовный писатель.

митрополит Киевский и Галицкий. Сын священника Тверской губ., будущий митрополит Платон получил образование в СПб. духовной академии, по окончании курса которой со степенью магистра занимал последовательно должности преподавателя орловской семинарии, бакалавра СПб. акад. греческого яз., нравственного богословия и истории раскола с его обличением, инспектора той же акад. и ректора костромской семинарии.

Кроме этих обязанностей, он в Костроме управлял также Богоявленским второклассным монастырем, занимал первое место в ряду членов Консистории, был цензором проповедей тамошнего духовенства и состоял членом Комитета попечения о тюрьмах г. Костромы.

6-го ноября 1848 г., ему Высочайше было повелено быть епископом Рижской епархии. В 1850 г., по возведении Рижской архиерейской кафедры, бывшей до сего викарной, на степень самостоятельной епископской, о. Платон пожалован был саном архиепископа. Преосвященный украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые; возвысил епархиальное духовенство в умственном и нравственном отношениях, преобразовал Рижское духовнее училище в Семинарию, которая была открыта в Риге осенью 1851 г.

В 1867 г. архиепископ Платон, согласно прошению, был переведен в Донскую епархию. Здесь он также нашел обширное поле для миссионерской деятельности. Раскольников в Донской епархии в 1860-х годах насчитывалось 80000. Архиепископ Платон старался уничтожить существовавшую вражду у старообрядцев к православной церкви и до некоторой степени успевал в этом.

Немного ранее им была открыта Донская Духовная Семинария, и, в тех же целях обращения калмыков, — в учебный курс ее было введено преподавание калмыцкого языка. Преосвященный также положил начало изучению языка и быта калмыков на месте их кочевьев, строил церкви, открывал церковно-приходские школы, призывая к педагогической деятельности приходское духовенство. 25-го апреля 1877 г. архиепископ Платон был перемещен на кафедру Херсонской епархии, где был отпразднован в том же году 50-летний юбилей его деятельности на пользу церкви и отечества.

4-го февраля 1882 г. Платон назначен был митрополитом Киевским и Галицким.

За свою долголетнюю и полезную деятельность митрополит Платон получил ордена: св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира 1-й степени, св. Александра Невского, св. Анны 1-й степени и две панагии, украшенные драгоценными камнями; из иностранных орденов он имел: Сербский орден Такова 1-й степени, Черногорский орден князя Даниила 1-й степени, Болгарский орден Александра 1-й степени; был членом многих ученых и благотворительных обществ и учреждений и т. д. Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник.

Имп. Николай I

Дубровин

24 декабря 2008 года добавлена статья Н.Ф. Дубровина: Несколько слов в память императора Николая I Дубровин Николай Федорович (1837-1904) - историк, генерал-лейтенант, член Военно-Учебного комитета при Главном штабе, академик и непременный секретарь Академии Наук.

Окончив артиллерийскую академию, служил в артиллерии. В 1868 г. был прикомандирован к главному штабу для военно-исторических работ. В 1882 г. назначен членом военно-учебного комитета при главном штабе. С 1886 г. - член Академии Наук, с 1893 г. - непременный ее секретарь. Позже он посвятил себя изучению, главным образом, русской военной истории, впервые дав, на основании архивных материалов, описание войн 1812 г., кавказских и крымской.

Имп. Николай I

Воейков

23 декабря 2008 года добавлена статья А.Ф. Воейкова: Разбор поэмы "Руслан и Людмила", сочин. Александра Пушкина Александр Федорович Воейков (1778/1779-1839). Поэт, переводчик, критик, журналист.

Учился в Московском университете, Благородном пансионе, где и начал свою литературную деятельность. Был дружен с Жуковским , Мерзляковым , Тургеневыми и принимал близкое участие в Дружеском Литературном Обществе.

В течение шести лет преподавал русский язык и литературу в Дерптском университете, не оставил по себе хорошей памяти, так как был плохо подготовлен к этому делу. В 1820 г. Воейков переехал в Петербург и поступил на казенную службу. В 1821 - 1822 гг. он работал в "Сыне Отечества" Греча, с 1822 по 1826 г. издавал, сначала с В.И. Козловым , потом один, "Новости Литературы", с 1822 по 1839 г. редактировал "Русский Инвалид" и "Литературные Прибавления" к нему, в 1827 - 1830 гг. - "Славянин, военно-литературный журнал". Переводил Вольтера и Делиля, издал "Образцовые сочинения в прозе знаменитых древних и новых писателей" и "Собрание образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе"; эти хрестоматии в свое время были полезны для школы и публики.

Руслан и Людмила. илл. Билибина

Грибоедов

22 декабря 2008 года добавлена статья А.С. Грибоедова: О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора" Александр Сергеевич Грибоедов (1795/1790-1829). Драматург, поэт, дипломат.

Родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А.Ф.Грибоедова – Хмелите Смоленской губ. Получил домашнее образование под руководством И.Б.Петрозилиуса, ученого-энциклопедиста, позднее служившего в Московском университете в должности помощника библиотекаря. В 1803 г. Грибоедов учился в Благородном пансионе при Московском университете (Московские ведомости. 1803. 26 декабря. С.1687). после полутора лет учебы выдержал экзамен на ученую степень кандидата словесности, присужденную ему на торжественном университетском акте 30 июня 1808 г. (Московские ведомости. 1808, 4 июля. С.1390; публикацию копии кандидатского диплома Грибоедова см.: Русское обозрение, 1899, №3. С.383) В период учебы Грибоедов посещал литературные собрания дворян – студентов Московского университета в доме кн. И.Д.Щербатова, куда входили его кузены П.Я. и М.Я.Чаадаевы, их учитель, талантливый поэт З.А.Буринский, земляк Грибоедова по Смоленщине И.Д.Якушкин, а также возможно, Н.И.Тургенев, Д.А.Облеухов и др. Вместе с братьями Чаадаевыми, Якушкиным и Щербатовым Грибоедов учится частным образом у известного философа и антиковеда профессора И.Т.Буле, которого впоследствии назовет своим главным университетским наставником.

Грибоедов известен как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.

По литературной позиции Грибоедов относится(по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «архаистам»: его ближайшие литературные союзники — Катенин и Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815).

Бюргер

Брюсов

22 декабря 2008 года добавлена статья. Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) - поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, пишет о другом, не менее известном поэте: Н. Гумилев. Жемчуга

Брюсов, Валерий Яковлевич - один из основоположников русского символизма.

Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», — вспоминал Брюсов); учился в двух московских гимназиях, много занимался математикой.

В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть написана под несомненным влиянием французских символистов.

В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, продолжал писать стихи и печататься. В сборнике «Urbi et Orbi» он является нам уже нашедшим своё призвание, определившим свой путь мастером; именно после выхода «Urbi et Orbi» Брюсов становится признанным вождём русского символизма. Особенно большое влияние сборник оказал на младосимволистов — Александра Блока, Андрея Белого, Сергея Соловьёва.

Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенькевич, Мандельштам) и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).

Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893. В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе; поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться, ибо она — ремесло, имеющее важное воспитательное значение. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника.

После революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог.

9 октября 1924 Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Гумилёв

Карамзин

22 декабря 2008 года добавлена статья: Н.М. Карамзин: Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии 5 декабря 1818 года Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), поэт, журналист, историк.

Карамзин произнес речь в связи с избранием его членом Российской академии 5 декабря 1818 года. Впервые она была опубликована в журнале "Сын отечества" за 1819 год, N 51.

"И жизнь наша и жизнь империй должны содействовать раскрытию великих способностей души человеческой; здесь все для души, все для ума и чувства; все бессмертие в их успехах! Сия мысль, среди гробов и тления, утешает нас каким-то великим утешением. - Возвеличенная, утвержденная победами, да сияет Россия всеми блестящими дарами ума бессмертного; да умножает богатства наук и словесности; да слава России будет славою человечества - и да исполнится таким образом желание Екатерины Второй и Александра Первого!" - писал Карамзин в своей "Речи".

Карамзин Николай Михайлович - выдающийся писатель и литературный деятель, глава русского сентиментализма. Карамзин много сделал для развития русского литературного языка, освобождения его от характерной для классицизма архаики, в приближении его к живой, разговорной речи.

В январе 1802 — декабре 1803 Карамзин издавал литературно-политический журнал “Вестник Европы”, в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий.

С точки зрения Карамзина, Самодержавие представляет собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была «великим творением князей московских», начиная с Ивана Калиты, причем, в основных своих элементах она обладала качеством объективности, т. е. слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты. Возникшее в условиях тяжелейшей борьбы с татаро-монгольским игом, Самодержавие было безоговорочно принято русским народом, поскольку не только ликвидировало иноземную власть, но и внутренние междоусобицы.

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». Стремление Петра I «к новым для нас обычаям переступило в нем границы благоразумия». Карамзин фактически обвинил Петра I в насильственном искоренении древних обычаев; роковом социокультурном расколе народа на высший, «онемеченный» слой и низший, «простонародье»; уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры; переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал Карамзин, русские «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

Смерть Александра I потрясла Карамзина, а мятеж 14 дек. окончательно надломил его физические силы (в этот день он простудился на Сенатской площади, простуда перешла в чахотку и смерть).


22 декабря 2008 года добавлена статья В.К. Кюхельбекера: О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие А так же статья: Взгляд на текущую словесность Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846). Поэт, критик, драматург, переводчик.

Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: "для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности". Основные черты его творчества - идеализм и пиетизм с мистическим оттенком.

В своей статье "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" он писал:

"Сила, свобода, вдохновение — необходимые три условия всякой поэзии. Лирическая поэзия вообще не иное что, как необыкновенное, то есть сильное, свободное, вдохновенное изложение чувств самого писателя. Из сего следует, что она тем превосходнее, чем более возвышается над событиями ежедневными, над низким языком черни, не знающей вдохновения. Всем требованиям, которые предполагает сие определение, вполне удовлетворяет одна ода, а посему, без сомнения, занимает первое место в лирической поэзии или, лучше сказать, одна совершенно заслуживает название поэзии лирической. Прочие же роды стихотворческого изложения собственных чувств — или подчиняют оные повествованию, как-то гимн, а еще более баллада, и, следовательно, переходят в поэзию эпическую; или же ничтожностию самого предмета налагают на гений оковы, гасят огонь его вдохновения".

Кюхельбекер

Дашков

21 декабря 2008 года добавлены статьи Д.В. Дашкова: Перевод двух статей из Лагарпа с примечаниями переводчика и нечто о журналах Дмитрий Васильевич Дашков (1788-1839). Переводчик, критик, прозаик, государственный деятель, президент Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, активный сотрудник журналов "Цветник", "Санкт-Петербургский вестник" и "Вестник Европы". Статья Д.В. Дашков продолжает полемику о старом и новом слоге российского языка

Лагарп

Вяземский

21 декабря 2008 года добавлены статьи Петра Андреевича Вяземского (1792-1878), поэта, критика, государственного деятеля: О Державине и О "Кавказском пленнике", повести соч. А. Пушкина

Вяземский, князь Петр Андреевич - поэт и критик. Родился в Москве 12 июля 1792 г., в богатой и родовитой семье, был отдан в петербургский иезуитский пансион, где, по его словам, нашел "просвещенных, внимательных и добросовестных наставников"; потом недолго был в пансионе при петербургском педагогическом институте. Возвратясь в Москву, брал на дому уроки у университетских преподавателей. Государственную службу начал в московской межевой канцелярии, потом перешел в коллегию иностранных дел. В 1812 г. вступил в московское ополчение и состоял при Милорадовиче ; под Бородином отличился, вынеся из огня раненого генерала. Оставив военную службу, он провел около трех лет в варшавской канцелярии Н.Н. Новосильцева.

В пушкинскую эпоху Вяземский имел крупное прогрессивное значение в литературе. Особенно развернул он своё полемическое дарование на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешёл в 1830 в «Литературную газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Вместе со своими друзьями — редакторами этих органов — он выступил на защиту «литературной аристократии» против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого.

Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, Вяземский попробовал свои силы в серьёзной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (написана — 1830, напечатана — 1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, Вяземский противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (мадам де Сталь, Шлегель и др.).

После смерти Пушкина Вяземский почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике.

Державин

Жуковский

20 декабря 2008 года Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852), поэт, переводчик, критик: О басне и баснях Крылова, О критике. Два разговора о критике и О поэзии древних и новых

Жуковский, Василий Андреевич - сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой.

Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением будущего поэта семью Бунина постигло горе: из одиннадцати человек детей в короткое время умерло шестеро. Убитая горем Мария Григорьевна Бунина, решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына. Усыновление не давало право на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 6-летний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

В 1797 году 14-летний Жуковский поступил в московский благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. На втором году пребывания Жуковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Дмитрий Блудов, Дмитрий Дашков, Сергей Уваров, Александр и Андрей Тургеневы, возникло особое литературное общество — Собрание, с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал Жуковский. Там же он познакомился с директором пансиона Тургеневым Иваном Петровичем.

На основе полученного образования развивается регулярная профессиональная литературно-критическая деятельность Жуковского. с января 1808 года он берет на себя издание и редактирование журнала "Вестник Европы".

В течение 1808 года Жуковский был единоличным издателем "Вестника Европы". В 1809-1810 годов он разделил издание журнала с М.Т. Каченовским. В 1811 году он оставил должность издателя.

Одновременно с редакторской деятельностью он был сотрудником "Вестника Европы", на страницах этого издания появилось не менее пятнадцати его произведений в жанрах критической прозы.

За четыре года, одновременно с написанием своих поэтических баллад, он создал обширный цикл литературно-критических статей, театральных рецензий, эстетических рассуждений и заметок.

Три из них мы предлагаем Вашему вниманию.

Крылов

Айхенвальд

20 декабря 2008 года добавлены статьи Ю.И. Айхенвальда: Некрасов, о русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове (28 ноября (10 декабря) 1821 - 27 декабря 1877 (8 января 1878, Санкт-Петербург) и Гончаров
Ю.И. Айхенвальд (1872 - 1928) – известный литературный и театральный критик, литературовед, публицист, переводчик, мемуарист, эмигрировавший в 1922 году в Берлин.

Известность Айхенвальд приобрёл, когда от философии перешёл к литературной критике и стал печатать критические фельетоны в «Русских ведомостях», «Речи», «Русской мысли» и других кадетских изданиях. Эти статьи были собраны в ряде сборников под общим названием «Силуэты русских писателей», «Этюды о западных писателях» и т. п.

Айхенвальд — критик-импрессионист. Он отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения историко-литературной науки и называет литературу «беззаконной кометой в кругу расчисленных светил». Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется Айхенвальду самым существенным в художественном произведении — на творческую индивидуальность.

Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о художнике, Айхенвальд совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной борьбой.

Отвергает Айхенвальд и психологическое изучение литературы, хотя и утверждает, что «от психологии должна ожидать себе откровений история литературы», как будто уступая научным требованиям, но он затем указывает, что личность писателя иррациональна, что «всякие старания объяснить писателя безнадёжны» и т. д.

Некрасов

Чернышевский

20 декабря 2008 года Н. Г. Чернышевского: Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева "Ася"

Н.Г.Чернышевский родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года (1842–1845) учился в духовной семинарии. Однако для молодого человека, как и для многих других его ровесников, семинарское образование не стало дорогой к Богу и церкви. Скорее наоборот, как и многие тогдашние семинаристы, Чернышевский не захотел принимать внушавшуюся ему учителями доктрину и отказался не только от религии, но и от признания существовавших в России порядков в целом.

После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназиюНа занятиях пыфтается внушить молодёжи революционные идеи.

В 1853 переезжает в Петербург, сначала сотрудничает в "Отечественных записках", но переходит в журнал "Современник", познакомившись с Н.Некрасовым, который увлёкся революционными взглядами Чернышевского.

В июле 1862 был арестован и размещён под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон».

За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованным в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

После вынесения приговора (1864), предусматривающего отбывание 7 лет каторги, находился в ссылке в Восточной Сибири. Отказывался подать прошение о помиловании. В 1875 освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1883 Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал К. М. Фёдоров). Благодаря хлопотам семьи, в июне 1889 переезжает в Саратов, но уже осенью того же года скончался. Был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Тургенев

Боткин

20 декабря 2008 года в раздел Библиотека добавлена статья В.П. Боткина (1811-1869), музыкального и литературного критика, переводчика, эстетика и очеркиста.

Вырос в семье известного чаеторговца; старший брат коллекционера Д. П. Боткина, врача С. П. Боткина, художника М. П. Боткина. Окончил частный пансион В. С. Кряжева; усердно занимался самообразованием.

В конце 1835 в кружке Н. С. Селивановского познакомился с В. Г. Белинским, который ввёл его в кружок Н. В. Станкевича. По приглашению Белинского начал участвовать в журнале «Телескоп», где помещал очерки и рецензии, затем сотрудничал и в других изданиях. Под влиянием Бакунина и Станкевича увлёкся идеями Гегеля. В свою очередь знакомил Белинского с теориями немецких и французских философов и эстетиков.

В 1839 Белинский привлёк Боткина к сотрудничеству в журнале «Отечественные записки».

О А. Фете Боткин пишет:

"Признаемся, что, приступая к суждению о стихотворениях г. Фета, мы находимся в большом затруднении. Для огромного большинства читателей талант г. Фета далеко не имеет того значения, каким пользуется он между литераторами. Ценители таланта его состоят, можно сказать, из немногих любителей поэзии, положение которых в этом случае тем более затруднительно, что вообще поэтическое достоинство писателя невозможно доказывать очевидными доводами, так что если наслаждение, ощущаемое вами при чтении какого-либо поэтического произведения, не разделяется вашим слушателем, вам ничего другого не остается, как закрыть книгу. Все журналы наши встретили книжку г. Фета сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к отзывам о ней публики нелитературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его..."

Полный текст статьи: А.А. Фет


Добролюбов

20 декабря 2008 года Статья Н. А. Добролюбова (1836-1861), критика, публициста и поэта: "Тёмное царство".

Об островском критик пишет: "Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. Первое произведение его ("Картина семейного счастья") не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова - ни в похвалу, ни в порицание автора. Через три года явилось второе произведение Островского: "Свои люди - сочтемся"; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе. Но, по одной из тех странных, для обыкновенного читателя, и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,- пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в "Москвитянине", успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала,- как будто в воду канула, на некоторое время. Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". Критика отнеслась к автору с уважением, называла его беспрестанно автором "Своих людей" и даже заметила, что обращает на него такое внимание более за первую его комедию, нежели за вторую, которую все признали слабее первой..."

Полный текст статьи: Тёмное царство

Сцена из спектакля

Чернышевский

17 декабря 2008 года в раздел литературной критики добавлена статья Н.Г. Чернышевского, посвящённая творчеству Л.Н. Толстого.

Никола́й Гавриллович Чернышевский (12 (24) июля 1828, Саратов — 17 (29) октября 1889, там же) — русский философ-утопист, революционер, редактор, литературный критик, публицист и писатель.

В 1853 Чернышевский переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А.Некрасова. В первые годы своей работы, Чернышевский сконцентрировался в основном на литературных проблемах.

Кроме того, он в эти же годы со свойственной ему изумительнейшей работоспособностью и необыкновенной писательской энергией дал журналу ряд меньшего объема критических статей о Писемском , Толстом , Щедрине , Бенедиктове , Щербине , Огареве и других, многие десятки обстоятельных рецензий и вдобавок еще вел ежемесячные "Заметки о журналах".

"Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная простота - отличительные черты таланта графа Толстого", - начинает Чернышевский свою статью.

Полный текст статьи: "Детство и отрочество", "Военные рассказы" Л. Толстого


17 декабря 2008 года в раздел Библиотека добавлена статья В. Р. Зотова:

О рассказе Л. Толстого "Севастополь в августе 1855 года"

Зотов Владимир Рафаилович (1821-1896) - плодовитый писатель и журналист, сын Рафаила Михайловича Зотова, родился в 1821 г., воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861 г., после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий.

Зотов - один из первых биографов Лермонтова. Он учился в лицее и впоследствии вспоминал о том, как в 1836 «...в царско-сельский лицейский сад приходил в рекреационные часы к воспитанникам старших курсов некрасивый, небольшого роста гусар», который «расспрашивал о Пушкине и его лицейской жизни, садился на место, любимое поэтом и где была воздвигнута небольшая колонна с надписью „Genio loci...“ („Гению этих мест...“)».

В течение пятидесятипятилетней (1841-1896 гг.) деятельности им было написано громадное количество оригинальных и переводных произведений. Трудно даже и перечислить, что вышло из-под его пера; особенно невозможно назвать все его мелкие стихотворения, рассеянные по многим периодическим изданиям.

Зотов

Аксаков

16 декабря 2008 года в раздел Библиотека добавлена статья К.С. Аксакова: " Обозрение литературы XIX века"

Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860). Поэт, историк, критик, публицист. Сын С. Т. Аксакова.

"Полтораста лет тому назад, когда в России тяжелый труд самобытного дела заменялся легким и веселым трудом подражания, тогда и литература возникла у нас на тех же условиях, то есть на покорном перенесении на русскую почву, без вопроса и критики, иностранной литературной деятельности. Подражать легко, но для самостоятельного духа тяжело отказаться от самостоятельности и осудить себя на эту легкость, тяжело обречь все свои силы и таланты на наиболее удачное перенимание чужой наружности, чужих нравов и обычаев. Несмотря на то, дело, хотя и не вполне, удалось. Вольность нравов европейского Запада, новые средства к удовлетворению личного эгоизма, наконец блестящая сторона европейского просвещения и уже готовая, чужими руками изготовленная, умственная пища, которую, казалось, оставалось только глотать, - все это подействовало, и от самостоятельности в России отказались, впрочем, только верхние классы. У них-то явилась и новая наша литература" - пишет К.С. Аксаков в своей статье.

Читать полный текст статьи Обозрение литературы XIX века


16 декабря 2008 года в раздел Библиотека добавлены статьи Ю.И. Айхенвальда о Батюшкове и Лермонтове.

Наибольшую известность Айхенвальд приобрел как автор литературных портретов русских и западно-европейских писателей. В своей статье о К. Батюшкове Айхенвальд пишет: "Певец этой жизни, поэт нескольких стихотворений, сознававший пределы своего дарования, Батюшков своей печалью отдал дань русскому духу; в южных странах он светил севера любезного искал, стремился к вьюгам и непогоде и там, где плещет Рона, посылал свой привет созвучному Дону, — но в общем его поэзия, в самых звуках которой гениальный слух Пушкина чуял нечто итальянское, была далека от напевов родных.

В истории русской словесности ее ценят главным образом потому, что именно Пушкин воспринял и развил ее полнозвучный и сладостный стих. Батюшков вообще затмился и растворился в Пушкине, так что, в известном смысле, он теперь больше не нужен. Но он достоин своего великого наследника, потому что тревоги своей души, ее сладострастие и в радости, и в совести, он облекал в стихи удивительной красоты"

Полный текст статьи О Батюшкове

В своей заметке о Лермонтове Айхенвальд пишет: "По всей поэзии Лермонтова переливаются эти две разнородные волны дела и равнодушия, борьбы и отдыха, страсти и усмешки. Борются между собою пафос и апатия. Это и раздирает его творчество; это, между прочим, и делает его поэтом ярости и зла. Если напряженность душевных состояний сама по себе легко разрешается какою-нибудь бурной вспышкой и кровавой грозою, эффектом убийства и разрушения, то человек, который с этой напряженностью сочетает надменный холод мысли, жестокую способность презрения и сарказма, будет особенно тяготеть к делу зла. И Лермонтов показал зло не только в его спокойно-иронической, презрительной и вежливой форме, не только в его печоринском облике, но, больше чем кто-либо из русских писателей, изобразил он и красоту зла, его одушевленность и величие. Поэт гнева и гордыни, он сызмлада полюбил черный образ Демона, он детскою рукою написал безобразную фигуру Вадима, русского Квазимодо, - но только без нежности своего родича; он тешил себя картинами ужаса и гибели, войны, разбоя, мести. В "Тамани", при мистическом озарении луны, красивым отблеском отваги и моря, фантастической реальности, загорается преступная жизнь контрабандистов, и зло воплощает собою пленительная ундина, молодая девушка с распущенными косами, с волнующей песней на устах..."

Полный текст статьи О Лермонтове

Айхенвальд

Белинский

11 декабря 2008 года в раздел Библиотека добавлены статьи В.Г. Белинского.

Знаменитый литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848) по окончании местного уездного училища поступил в Пензенскую гимназию. Однако учился он не столько в классах, сколько по книгам, нередко поражая своих учителей знаниями, далеко выходящими за пределы гимназической программы. Рано знакомится с сочинениями Пушкина, Жуковского, Шекспира, Гёте. Его любимым поэтом был А. Пушкин. Осенью 1829 успешно выдержал экзамен и был зачислен студентом факультета словесности Московского университета. Семья не могла оказывать ему материальную поддержку, поэтому приходилось надеяться на самого себя: подрабатывал на жизнь уроками и переводами, как большинство студентов из малоимущих.

Белинский по болезни не сдал своевременно экзамены, университетское начальство в сентябре 1832 отчислило его из университета по причине "слабого здоровья и притом по ограниченности способностей". Очутившись за порогом университета, Белинский не пал духом. Он продолжал заниматься самообразованием, зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского. Важную роль в его духовном становлении играл в ту пору кружок Н. Станкевича, ратовавший за развитие просвещения в России.

В зрелую пору своей литературной деятельности Белинский, порвав с чисто эстетической точкой зрения своих юношеских статей, стал подчеркивать тесную связь литературы и искусства с социальной действительностью.

Около Белинского образовался кружок друзей: Н.А. Некрасов, А.И.Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и др. В своем кругу Белинский был высоким нравственным авторитетом. Заболев чахоткой, он был отправлен друзьями за границу. Критические статьи Белинского оказали большое влияние на молодое поколение революционной интеллигенции второй половины XIX века. Белинский похоронен на Волковом кладбище на средства друзей.

На сайте размещены статьи В.Г. Белинского О стихотворениях Баратынского, О К. Батюшкове, О пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"

О Баратынском критик пишет: "Г-н Баратынский поэт ли? Если поэт, какое влияние имели на нашу литературу его сочинения? какой новый элемент внесли они в нее? какой их отличительный характер? Наконец, какое место занимают они в нашей литературе?

Несколько раз перечитывал я стихотворения г. Баратынского и вполне убедился, что поэзия только изредка и слабыми искорками блестит в них. Основной и главный элемент их составляет ум, изредка задумчиво рассуждающий о высоких человеческих предметах, почти всегда слегка скользящий по ним, но всего чаще рассыпающийся каламбурами и блещущий остротами..." Читать всю статью О стихотворениях Баратынского

Статью "Сочинения в прозе и стихах Константина Батюшкова" Белинский начинает словами: "Наша литература, чрезвычайно богатая громкими авторитетами и звонкими именами, бедна до крайности истинными талантами. Вся ее история шла таким образом: вместе с каким-нибудь светилом, истинным или ложным, появлялось человек до десяти бездарных людей, которые, обманываясь сами в своем художническом призвании, обманывали неумышленно и добродушную и доверчивую нашу публику, блистали по нескольку мгновений, как воздушные метеоры, и тотчас погасали. Сколько пало самых громких авторитетов с 1825 года по 1835? Теперь даже и боги этого десятилетия, один за другим, лишаются своих алтарей и погибают в Лете с постепенным распространением истинных понятий об изящном и знакомства с иностранными литературами..." Читать всю статью О К. Батюшкове

В статье "Горе от ума... Сочинение А.С. Грибоедова " Белинский пишет: "не должно забывать, что элементы трагического и комического в поэзии смешиваются так же, как и в жизни; почему в драмах Шекспира вместе с героями являются шуты, чудаки и люди ограниченные. Так точно и в комедии могут быть лица благородные, характеры глубокие и сильные. Различие трагедии и комедии не в этом, а в их сущности. Противоречие явления с собственною его сущностию, или идеи с формою, может быть и в трагедии, но там оно есть уже источник не смешного и комического, а ужасного и грандиозного, если выражается в герое, долженствующем осуществить нравственный закон..."

Статья содержит также обзор литературы и культуры до XIX века и первой половины XIX века, в частность творчества Н.В. Гоголя.

Читать всю статью О пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Страницы "О поэзии середины XIX века" Содержат статьи Белинского: "Стихотворения Владимира Бенедиктова", "Стихотворения Владимира Бенедиктова. Второе издание", "Стихотворения Владимира Бенедиктова. Вторая книга", "Стихотворения Кольцова, Дитя поэзии... ", "Стихотворения Михаила Меркли", "Ижорский. Мистерия", "Вастола, или Желания... Соч. Виланда... Изд. А. Пушкин", "Песни Т. м. ф. а... Елисавета Кульман. Фантазия Т. м. ф. а.", "Кальян. Стихотворения Александра Полежаева... Арфа. Стихотворения Александра Полежаева", "Странный бал, повесть из рассказов на станции, и восемь стихотворений", "Сочинение В. Олина", "Стихотворения Владислава Горчакова", "Эдмонд и Констанция. Сочинение Поль де Кока". Читать статью О поэзии середины XIX века.

Страница "О театре середины XIX века" содержит статьи В.Г. Белинского, посвященные театру:

"Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета", "И мое мнение об игре г. Каратыгина", "Недовольные... Соч. М.Н. Загоскина", "Оперы и водевили, переводы с французского Дмитрия Ленского", "Московские записки", "Страсть сочинять, или "Вот разбойники!!!" Водевиль... ", "Переделанный с французского Федором Кони", "Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета", "Г-н Сосницкий на московской сцене в роли городничего", "Московский театр", "Гамлет, принц датский... Сочинение Виллиама Шекспира", "Уголино... Сочинение Николая Полевого", "Александрийский театр. Велизарий. Драма в стихах".

Читать статью О театре середины XIX века.

Страница "О журнале "Современник"." Содержит статьи В.Г. Белинского об этом журнале:

"Несколько слов о "Современнике"", "Вторая книжка "Современника"", "Литературная хроника ("Современник". Том девятый)", "Современник. Том десятый", "Современник. Том одиннадцатый... Современник. Том двенадцатый".

Читать статью О журнале "Современник".


9 декабря 2008 года в раздел Статьи добавлена статья М.В. Гуминенко: Критерии научности и ненаучности знаний (утончённый фальсификационизм Имре Лакатоса)

Лакатос

Добролюбов

7 декабря 2008 года добавлена статья Николая Александровича Добролюбова (1836-1861) русского литературного критика, публициста: Что такое обломовщина?

Обломов

Дружинин

7 декабря 2008 года Статья Александра Васильевича Дружинина (1824 - 1864) - русского писателя, литературного критика, переводчика: "Обломов". Роман И. А. Гончарова.

Гончаров

Айхенвальд

6 декабря 2008 года Статья Ю.И. Айхенвальда (1872 - 1928) – известного литературного и театрального критика Ю.И. Айхенвальда: Гоголь.

Гоголь

Григорьев

6 декабря 2008 года добавлена работа Аполлона Александровича Григорьева: После "Грозы" Островского. (Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу).

Островский

Айхенвальд

5 декабря 2008 года

добавлены статьи Ю.И. Айхенвальда (1872 - 1928)
– известного литературного и театрального критика:

Грибоедов (О пьесе "Горе от ума").

Крылов.

О Пушкине.

ГрибоедовКрыловПушкин

Модзалевский

4 декабря 2008 года добавлена работа известного пушкиниста России Бориса Львовича Модзалевского (1874 - 1928): Пушкин, Дельвиг и их петербургские друзья в письмах С. М. Дельвиг.

Пушкин

Розанов

4 декабря 2008 года в Библиотеке сайта "Литература и Жизнь" добавлена статья: В. Варварин (В.В. Розанов) "Автор "Балаганчика" о Петербургских религиозно-философских собраниях". А так же статья Попы, жандармы и Блок того же критика.

Блок

Львов-Рогачевский

4 декабря 2008 года добавлена статья В. Львова-Рогачевского: Лирика современной души. Русская литература и группа символистов.

Блок

4 декабря 2008 года добавлена статья Юрия Александровича Никольского (1893-1922) - литературного критика, историка литературы: Александр Блок о России.

Блок

Н. Гумилёв

4 декабря 2008 года добавлена статья Николая Степановича Гумилева (1886 - 1921) - поэта, переводчика, литературного критика: Александр Блок. Собрание стихотворений.

Блок

Измайлов

1 декабря 2008 года добавлена статья А. Измайлова: Фрагмент книги "Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья". Глава "Цветы новой романтики (Поэзия Александра Блока)".

Блок

Коган

1 декабря 2008 года добавлена статья П. Когана Фрагмент из книги: Очерки по истории новейшей русской литературы. Глава "Блок".

Блок

Блок

3 декабря 2008 года в добавлена статья Н. Абрамовича: "Стихийность в молодой поэзии " , повествующая о поэтических виршах Александра Блока.


3 декабря 2008 года в добавлена статья Ал. Закржевского: "В царстве женственной неги (Поэзия Александра Блока)" Ал. Закржевский пишет о сборниках А.А. Блока: "Стихи о Прекрасной Даме", "Нечаянная Радость" и "Снежная маска".

Блок

Брюсов

1 декабря 2008 года добавлена статья Валерия Брюсова О сборнике стихов Александра Блока "Нечаянная Радость".

Блок

Волошин

1 декабря 2008 года добавлена статья М. Волошина "Александр Блок. Нечаянная Радость"

Максимилиан Александрович Волошин (1877 - 1932) - поэт, художник, литературный и художественный критик, идейно и эстетически близкий к символизму.

Блок

28 ноября 2008 года в добавлен критический очерк журналиста, литературного и театрального критика демократического направления, поэта, беллетриста Л.В. Василевского: "Александр Блок. Стихи о Прекрасной Даме"

А. Блок

А. Гизетти

26 ноября 2008 года добавлена статья Александра Алексеевича Гризетти (1888-1938) критика, публициста, общественного деятеля "О Блоке"

Блок

Зоргенфрей

20 ноября 2008 года размещена статья В.А. Зоргенфрея "А. Блок".

Автор статьи - Вильгельм Александрович Зоргенфрей (1882 - 1938) - поэт, переводчик, мемуарист, по основной специальности - инженер-технолог пишет свои воспоминания о А.А. Блоке.

Блок

Мандельштам

20 ноября 2008 года размещена статья О. Мандельштама о Александре Блоке.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) - поэт, литературный критик, эссеист, переводчик, говорит о поэте Александре Александровиче Блоке.

Блок

9 ноября 2008 года в в статьях о литературе Серебряного века сайта "Литература и Жизнь" добавлен новый материал: "Прекрасная Елена" Сологуба (о рассказе Ф. Сологуба "Красота")

Ф. Сологуб

Белый

1 ноября 2008 года в Библиотеке сайта "Литература и Жизнь" размещена Речь А. Белого на вечере памяти Блока. 30 ноября добавлены ещё две статьи А. Белого: Апокалипсис в русской поэзии и Александр Блок. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов

А. Белый (Борис Николаевич Бугаев(1880-1934)) поэт, прозаик, критик, теоретик символизма, произнёс эту речь в Политехническом музее в Москве, 26 сентября 1921 г.

Блок

30 октября 2008 года в добавлен новый материал: Буренин В. Новые плоды декадентства, в котором автор чрезвычайно критически отзывается о творчестве декадентов

В.П. Буренин

Кизеветтер

28 октября 2008 года размещена статья историка, публициста, профессора Московского университета и члена ЦК партии кадетов А.А. Кизеветтера (1866 - 1933)
"Император Николай I как конституционный монарх".

Николай 1

21 октября 2008 года в Библиотеке сайта "Литература и Жизнь" дополнены мемуары Бенкендорфа Александра Христофоровича, графа (1783 - 1844) - одного из ближайших сотрудников императора Николая I, генерал-адъютанта, начальника III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, шефа Корпуса жандармов, члена Государственного Совета и Комитета министров.

Литература и жизнь. Библиотека. Мемуары Бенкендорфа

Модзалевский

23-24 октября 2008 года добавлены статьи крупнейшего исследователя творчества Пушкина - Б.Л. Модзалевского.
Б.Л. Модзалевский. "Пушкин и Лажечников"
Б.Л. Модзалевский. "Род Пушкина"

Пушкин



"Жёлтые" новости наших проектов


15 декабря 2008 года. Страсти накаляются. Поборник национализма не хочет уступать требованиям модератора (Сентябрьского Лиса!) Бедняга ещё не знает, на сколько это опасно.

Поскольку Сентябрьский Лис вышел только в воскресенье, и теперь появится скорее всего лишь после Нового года, Мэгги взяла "бразды дисциплины" в свои нежные женские руки))). Подробности читайте: в той же теме


14 декабря 2008 года. Совершенно неожиданно на форум Дагвардов зарегистрировался человек, который выступил с резкой неприязнью к украинской нации.

Solo (А.М.) хотела сама разобраться с ним, но решила, что это - разговор для мужчин и специально для этого вызвала Сентябрьского Лиса, являющегося на форуме глобальным модератором. Несмотря на то, что ему в данный момент крайне затруднительно выходить в Интернет, тем не менее Сентябрьский Лис явился исполнить свой долг. Подробности читайте здесь

СентябрьскийЛис


12 декабря 2008 года. Страсти накаляются! Участник упорно не желает покидать форум Сентябрьского Лиса и продолжает бомбардировать премодерацию сообщениями! Посмотрим, чья возьмёт. Читать здесь и здесь


11 декабря 2008 года. Всем известно, что форум Сентябрьский Лис жить не может без банов. Небезызвестный всем Руджеро сказал как-то: "Кто ещё не в бане у Лиса - поднимите руки - сходите, получите орден". Вот и сейчас, несмотря на отсутствие на форуме главного Администриссимуса, баны продолжаются. Забанен некто Адмирал. Подробности читайте Здесь и здесь. Ссылки две, потому что тема самозакрылась.

Мэгги


Джеди

6 декабря 2008 года. некто под ником Jedi прислал письмо на e-mail администратора McNamara, предложив ему продать проект Полигон Star Wars 1,5" за $ 0. Админ McNamara поблагодарил и вежливо отказался. Подробности - на нашей странице: Новости ролевых игр.

McNamara


В ночь на 28-е октября 2008 года были попытки совершить флуд-атаку на форум Сентябрьского Лиса. Неизвестный (он был в единственном числе) скрылся в неизвестном направлении, оставив четыре сообщения. Ведутся расследования. Одно из этих расследований (с комеентариями) можно до сих пор видеть на форуме, в теме "Пример флуд-атаки" (ссылка в уме).

Реклама РИ. Сентябрьский Лис на Борда.ру


20.10.08 20:21. Форум Марка объявил войну Сентябрьскому Лису.

Перепуганный Сентябрьский Лис срочно выставил на своих проектах усиленную защиту. Теперь незарегистрированным пользователям можно писать сообщения только через премодерацию (Сентябрьский Лис на Борда.ру)

Реклама РИ. Сентябрьский Лис на Борда.ру


15 октября 2008 года блоггер Zlaya высказала в своём блоге недовольство по поводу публикации в интернете романа М.В. Гуминенко и А.М. Возлядовской "Созвездие Близнецов"

Авторы романа предполагают, что блоггер обижена на то, что увидела в одной из героинь романа "Созвездие Близнецов" прототип своего Я-идеального.

Литература и жизнь. Созвездие Близнецов


Наши проекты

Монастыри и храмы Северо-западаЛитература и жизнь. Проблемы современной литературыПолитический детектив. Англия 1931RPG Настоящие Звёздные Войны - IIФорумные ролевые игры. Проблемы, решения, реклама



Hosted by uCoz